top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Кузьма Петров-Водкин: мыслите о Земле как о планете, и никогда не ошибётесь


Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Этот самобытный русский и советский художник был учеником знаменитого Валентина Серова (1865-1911), ровесником авангардиста Казимира Малевича (1879-1935), талантливым педагогом и убеждённым сторонником новых живописных течений. Он очень любил Возрождение и прекрасно знал иконопись.


В 2023 году исполняется 145 лет со дня рождения художника К.С. Петрова-Водкина



Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)

В конце XIX – начале XX века в русской религиозной философии были популярны концепции о месте человека в мире, о взаимодействии человека и Вселенной, планетарном мышлении.

Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1918 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет
 

Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1918 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

 

Живопись Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) воплощает философскую идею о человеке как частице бесконечного Космоса. Художник понимал движение как основной закон природы и общества, и чтобы воспроизвести всё, что окружает человека, в подвижной гармонии с космическими ритмами, Петров-Водкин и создал «сферическую» перспективу.


Одно незначительное событие – падение с высокого холма – однажды удивительным образом изменило восприятие пространства Кузьмы Петрова-Водкина. Художник описал этот момент в книге «Пространство Эвклида»: «Я увидел землю, как планету. Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приёмы. Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причём шара полого, с обратной вогнутостью, – я очутился как бы в чаше... Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом … холме. Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях её массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене».


Кузьма Петров-Водкин. Полдень. 1917 //  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Полдень. 1917 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Этот необычный опыт восприятия Петров-Водкин попытался передать в своей живописи: с помощью специальных приёмов он разрушил привычные представления о плоской и устойчивой земной поверхности. Он учил не находить точку опоры, а, наоборот, терять её. Это было необходимо для того, чтобы вырваться из рутины привычного восприятия и ощутить новый уровень движения – движение планетарное, космическое.


Кузьма Петров-Водкин. Землетрясение в Крыму. 1928 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Землетрясение в Крыму. 1928 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Художник называл «сферическую» перспективу «живой видимостью» и изложил свою теорию в книге «Пространство Эвклида». Отличительная особенность такой перспективы –взгляд на изображаемое немного сверху и сбоку, так что горизонтальные плоскости начинают круглиться и развёртываются в глубину, а вертикали превращаются в веерообразно и наклонно расходящиеся линии.


С помощью таких «искривлений пространства» создаётся эффект взгляда из космоса, изображение лишается привычного правдоподобия, ощущается его связь со всей Вселенной.

Петров-Водкин хотел, чтобы зритель, глядя на его полотна, ощущал состояние полёта, как физически, так и духовно. Чтобы добиться такого эффекта, художник стал строить композиции своих полотен особым образом – главными стали наклонные линии, создающее ощущение движения, динамики. Отсюда и второе название сферической перспективы – «наклонная».


Кузьма Петров-Водкин. Землетрясение в Крыму. 1935 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Весна. 1935 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В композиции самой знаменитой картины Петрова-Водкина «Купание красного коня» уже заметна «сферическая» перспектива – плавный изгиб линии берега создаёт ощущение взгляда с большой высоты, и земная поверхность круглится, показывая Землю как планету. На переднем плане художник изобразил огромного красного коня, на котором сидит юноша, внешностью напоминающий образы с фресок Раннего Возрождения. А «огненный» конь появился благодаря тому, что Кузьма очень хорошо был знаком с иконописью. Такими же были кони на иконах с изображениями Георгия-Победоносца или чуда Архангела Михаила.


Именно красный цвет коней со знаменитых русских икон московской и новгородской школы, расчищенных в начале ХХ века, вдохновил художника.

Ещё один пример «сферической» перспективы – философская работа «Полдень» (1917). На переднем плане Петров-Водкин написал крупные ветки со спелыми яблоками, а за ними раскинул бескрайний мир, наполненный сценами земного человеческого бытия: рождение, любовь, материнство, труд, смерть. Горы и равнины, луга и поля, леса и крестьянские домики, реки и песчаные берега – мир на полотне огромен и разнообразен. Это не просто какое-то место на земле, это и есть вся планета, на которой живёт человек. Наклонные линии придают всему безграничному пространству ощущение движения.


Сочные спелые яблоки, яркие одежды крестьян, сине-зелёная трава – всё это выглядит настолько оптимистично и жизнеутверждающе, что сцена похорон, занимающая на картине центральное место, не воспринимается мрачной, становясь одним из естественных этапов круговорота человеческого бытия.


В 1928 году по заказу Реввоенсовета Петров-Водкин написал картину «Смерть комиссара». Это одна из самых знаменитых картин советского периода творчества художника. Тему жизни и смерти художник раскрыл, используя образы героев революции.


Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Смерть комиссара. 1928 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Петров-Водкин показал трагический эпизод Гражданской войны: высокий холм, две фигуры – смертельно раненный комиссар и поддерживающий его боец. С холма уходит отряд и бойцы, подчиняясь какой-то непреодолимо мощной космической силе, двигаются наклонно, исчезая за холмом. Всё внимание сосредоточено на двух главных героях картины, а за ними внизу вновь огромный, бесконечный мир – холмы, дальние деревни и сёла, река и облака. Здесь «сферическая» перспектива показывает мир глазами умирающего комиссара и трагическое событие перестаёт быть отдельным, конкретным фактом, жизнь и смерть человека приобретают планетарное, общечеловеческое звучание. Смерть во имя жертвенного служения людям имеет высокий смысл и, как неоднократно замечали искусствоведы, неслучайно в композиции картины прочитывается намёк на Пьету – очень широко распространённую в западноевропейском искусстве сцену Оплакивания Христа.


Петров-Водкин любил писать натюрморты и иногда, также как это делал Анри Матисс, в некоторые из них он вставлял изображения своих собственных рисунков как, например, на картине «Натюрморт с самоваром» (1920).


Кузьма Петров-Водкин. Черёмуха в стакане. 1932 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Черёмуха в стакане. 1932 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Натюрморты Петрова-Водкина тоже подчинялись законам «сферической» перспективы. Рассуждая о том, как писать предметы, Петров-Водкин давал такой совет своим ученикам: «… если ты рисуешь карандаш, лежащий на столе, твоя задача определить не только положение этого карандаша к плоскости стола, на которой он лежит, но и его отношения к стенам той комнаты, в которой находится стол, и стен этой комнаты – к мировому пространству, ибо каждая вещь, даже простой карандаш, находится в сфере мирового пространства».


Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт с самоваром. 1920 // Национальная картинная галерея Армении, Ереван
Натюрморт с самоваром. 1920 // Национальная картинная галерея Армении, Ереван

Натюрморты Петрова-Водкина состояли из небольшого набора повторяющихся предметов: яблоки, стаканы, ложки, спичечные коробки, скрипки. Это повторение позволяло ему исследовать то, что он пишет, посмотреть на все эти предметы с разных сторон и поиграть с их смыслами. Петров-Водкин особенно любил писать зеркала, стеклянные предметы, самовары или чайники. Своими сверкающими, прозрачными поверхностями они давали ему возможность наблюдать как играют рефлексы, исследовать, как преломляется свет через стекло. А покрытая стеклом поверхность стола удваивала изображение предметов и позволяла показать их с непривычного ракурса.


Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт. 1918 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Утренний натюрморт. 1918 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Петров-Водкин считал, что для получения полного представления о предмете недостаточно показать его с одной точки. Он утверждал, что, двигаясь, мы видим предмет с разных сторон и знаем о нём больше. Поэтому и в своих натюрмортах он изображал предметы сразу с нескольких точек зрения (так до него делал Поль Сезанн). Мир предметов Петрова-Водкина -именно мир, тоже Космос, только маленький. Взгляд с высокой точки зрения показывает их сложные пространственные взаимоотношения, предметы активно взаимодействуют друг с другом. Так, в «Утреннем натюрморте» обычный гранёный стакан многократно преломляет ложку, которая лежит за ним на блюдце, а яйцо, удивительным образом не скатывающееся с наклонной плоскости стола, отражается в одной из граней чайника.


Натюрмортам Петрова-Водкина свойственна и особая лаконичность, чёткость изображения – предметы не заслоняют друг друга, они упорядоченно расположены на плоскости, как будто подчиняясь какому-то закону. В этой маленькой Вселенной определённо присутствует строгий порядок.


Кузьма Петров-Водкин. Скрипка. 1918 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Скрипка. 1918 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

На полотне «Скрипка» (1918) изящный музыкальный инструмент выглядит неустойчиво, его сочетание с пейзажем петроградских крыш непривычно. Композиция натюрморта построена по законам «сферической» перспективы // её наклонные вертикали передают вращение планеты и всего космического пространства. Здесь всё в движении, в динамике, а скрипка – ось, вокруг которой вращается тревожный мир.


В 1936 году, на творческом вечере, отвечая на критику «сферической» перспективы, Петров-Водкин сказал: «Объявляю во всеуслышание – мыслите о Земле как о планете, и никогда не ошибётесь, ребята».

Удивительно! Имя автора «сферической» перспективы – Кузьма. Оно имеет древнегреческие корни, происходя от греческого слова κοσμος (kosmos), что значит «мир», «порядок».//SA

Commentaires


bottom of page