top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Крымские пейзажи швейцарца Жака-Кристофа Мивилля


Ж. К. Мивилль. Вид деревни Кусс-Али-Косс в Крыму. 1816-1818 © Государственная Третьяковская галерея
Ж. К. Мивилль. Вид деревни Кусс-Али-Косс в Крыму. 1816-1818 © Государственная Третьяковская галерея

«Крым. Балаклава», «Крым. Бахчисарай. Ханский дворец», «Вид в окрестностях Инкермана» – все эти крымские пейзажи в первой половине XIX века написал художник из Базеля. Художественное образование он получил в Швейцарии, в Италии увлёкся пейзажной живописью, а вдохновение и признание пришли к нему в России.



Жак-Кристоф Мивилль

Ф. фон Фогельштайн. Портрет Ж.-К. Мивилля
Ф. фон Фогельштайн. Портрет Ж.-К. Мивилля

Жак-Кристоф Мивилль (1786–1836) – швейцарский художник эпохи романтизма, живописец и рисовальщик, пейзажист и портретист, автор исторических картин и литограф. Он родился 18 ноября 1786 года в швейцарском го роде Базеле. В 1799 году Жак-Кристоф окончил базельскую гимназию и посвятил следующие четыре года получению художественного образования в студии базельского пейзажиста и издателя П.Бирманна, а затем у пейзажиста Й.К.Хубера в Цюрихе.

 

Ф. фон Фогельштайн. Портрет базельского художника Ж.-К. Мивилля. 1811 © Базельский художественный музей, Базель

 

В 1803-1804 годах молодой живописец уже принимал участие в выставках Общества художников.


Благодаря меценатам из Базеля Жак-Кристоф смог уехать в Италию и 1805-1807 годы провёл в Риме. Там он познакомился с известными художниками, основателями немецкой романтической пейзажной живописи, Й.А.Кохом и И.Х.Рейнхардтом. Именно под их влиянием Мивилль обратился к героическим пейзажам, демонстрирующим грандиозность мироздания и величие природы.


Италия вдохновила художника, и он даже намеревался по возвращении на родину открыть в Базеле собственную мастерскую.

Но, к сожалению, его планы не осуществились – страна была втянута в Наполеоновские войны и на постоянные заказы рассчитывать не приходилось.


Ж.-К. Мивилль. Вид в окрестностях Инкермана. 1817 – 1819 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

// Ж.-К. Мивилль. Вид в окрестностях Инкермана. 1817–1819 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Ж.-К. Мивилль. Вид деревни Мишкет. 1819 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

// Ж.-К. Мивилль. Вид деревни Мишкет. 1819 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Несмотря на трудности, Жак Кристоф не потерял надежду получить признание. В 1809 году Мивилль с радостью принял приглашение русского графа фон Молева и отправился в Москву. Но там его ожидало разочарование – граф уехал в Петербург. Мивиллю пришлось практически без денег пережить морозную русскую зиму, прежде чем он, наконец, поступил на службу к графу Григорию Владимировичу Орлову в качестве художника и топографа.


Граф Орлов, будучи главным директором государственных лесных угодий, распорядился о переселении Мивилля в Петербург. Он же помог художнику получить заказы, познакомив Жака-Кристофа со столичными коллекционерами.

На Елагином острове Орлов основал Лесной институт, и Мивилль по долгу службы часто прогуливался в местном парке. Впечатления от этих прогулок художник выразил в серии рисунков, показывающих живописные уголки петербургского парка. Эти рисунки хранятся в Швейцарии, в Художественном музее Ольтена.


Ж.-К. Мивилль. Вид Карадатской долины. 1819 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

// Ж.-К. Мивилль. Вид Карадатской долины. 1819 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К этому периоду жизни Мивилля относится его романтический портрет кисти Ф. фон Фогельштайна, находящийся сейчас в Художественном музее Базеля.


К сожалению, в 1811 году служба графа Орлова была реорганизована, и Мивиллю вновь пришлось искать работу. Он очень надеялся вернуться в Швейцарию в качестве компаньона молодого русского аристократа, который тоже был пейзажистом. Но путешествие было отменено из-за войны.


Жак Кристоф, не падая духом, решил попробовать себя в новом качестве и занялся преподаванием рисования в школе для трудновоспитуемых, основанной пастором немецко-реформаторской церкви Св. Петра Иоханнесом фон Муральтом. Пастор был теологом, воспитателем, издателем и другом знаменитого швейцарского педагога и просветителя Иоганна Генриха Песталоцци. Преподавание Мивилль успешно совмещал с деятельностью в качестве свободного художника и в 1814 году представил на выставку в Императорской Академии художеств в Петербурге 13 пейзажей.


Ж.-К. Мивилль. Вид на татарскую деревню и мечеть на берегах Альмы. 1816-1818  © Государственная Третьяковская галерея, Москва

// Ж.-К. Мивилль. Вид на татарскую деревню и мечеть на берегах Альмы. 1816-1818 © Государственная Третьяковская галерея, Москва


В начале XIX столетия у русских ценителей искусства особенным успехом пользовались картины, изображающие древние и новые города России, её столицу и окраины, разнообразную природу страны. Многие русские и иностранные художники путешествовали по империи в составе экспедиций и посольств или под покровительством меценатов.


Мивилль тоже отправился в путешествие – по Крыму и Кавказу. В Крыму он побывал у таврического губернатора А.М.Бороздина в Симферополе, а также в его имении Кучук-Ламбат на побережье между Партенитом и Алуштой.

Собираясь в поездку, художник записал в своём дневнике: «Благодарю Бога, что вскоре я вновь буду дышать в прекрасном климате, поскольку здесь, на сыром и холодном севере, можно абсолютно замёрзнуть и скиснуть; моя фантазия стала бедной и сухой как пучок соломы».


Ж.-К. Мивилль. Крым. Балаклава. 1816-1818 © Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

// Ж.-К. Мивилль. Крым. Балаклава. 1816-1818 © Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург


Это путешествие действительно очень вдохновило Жака Кристофа. Он вырос в окружении альпийских ландшафтов Швейцарии и, вновь увидев горные вершины, почувствовал себя возрождённым и полным свежих творческих сил.


Поездка была очень плодотворной – в Крыму и на Кавказе Мивилль создал более двухсот рисунков! По некоторым из них, позже, уже вернувшись в родной Базель, он выполнил серию крымских пейзажей, в которую вошли 40 картин. В конце 1819 года полотна купила графиня Анна Владимировна Бобринская. В настоящее время в разных галереях хранятся 23 пейзажа из этой серии. Остальные картины, очевидно, находятся в частных собраниях.


В полотнах Жака Кристофа Мивилля сочетаются классицизм и романтизм. Их отличает ясная, классическая композиция, продуманные планы, удалённость точки зрения.


Ж.-К. Мивилль. Крым. Бахчисарай. Ханский дворец. 1816-1818 © Всероссийский музей им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

// Ж.-К. Мивилль. Крым. Бахчисарай. Ханский дворец. 1816-1818 © Всероссийский музей им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Маленькие фигурки людей, вписанные в пейзаж, создают ощущение затерянности человека в огромном окружающем мире, характерное для романтической живописи.


В пейзажах Мивилля заметна ещё одна романтическая тенденция - яркие световые эффекты. Жак Кристоф любил писать небо в лучах восходящего или заходящего солнца, блики которого отражаются на облаках, камнях, листве деревьев. Иногда он изображал и хмурое, пасмурное небо с тяжёлыми облаками, создающее тревожное настроение, или таинственное сияние лунного света в темных небесах, лунную дорожку на морской глади.


Ж.-К. Мивилль. Кучук Ламбат. Лунная ночь. 1816-1818 © Всероссийский музей им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

// Ж.-К. Мивилль. Кучук Ламбат. Лунная ночь. 1816-1818 © Всероссийский музей им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Гармоничное сочетание в пейзаже двух начал – классицистического и романтического – позволяло Мивиллю создавать декоративные пейзажи, великолепно передающие крымскую природу со всеми её настроениями.


Жак Кристоф использовал мягкую цветовую палитру, деликатные оттенки, особенно в изображении дымки горных далей.

Мивилль, как любопытный путешественник и наблюдательный топограф, с удовольствием и много писал жилища, колоритную национальную одежду жителей Крыма, их домашних животных.


Возвращаясь в Петербург, Жак-Кристоф посетил Кавказ. На Кавказе Мивилль не поднимался в горы, а писал их с расстояния, с панорамным охватом.


Летом 1816 года художник снова поселился в Базеле и сразу же начал работать с привезёнными эскизами. Несколько лет художник провёл в горах в окрестностях Берна, где создал много замечательных полотен.


Ж.-К. Мивилль. Берег с Каменистой горой. 1817-1818 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

// Ж.-К. Мивилль. Берег с Каменистой горой. 1817-1818 © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


В 1827 году по приглашению Общества содействия общественному благу Мивилль стал преподавателем пейзажного рисунка в художественной школе при дворе маркграфа в Базеле.


Ж.-К. Мивилль. Крым. Симферополь. 1816-1818 © Всероссийский музей им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

// Ж.-К. Мивилль. Крым. Симферополь. 1816-1818 © Всероссийский музей им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург


Ж.-К.Мивилль. Итальянский пейзаж. 1822 © Базельский художественный музей, Базель

// Ж.-К.Мивилль. Итальянский пейзаж. 1822 © Базельский художественный музей, Базель


Ж.-К.Мивилль. Вид на Бристеншток вблизи Альтдорфа. 1821-1824 © Базельский художественный музей, Базель

// Ж.-К.Мивилль. Вид на Бристеншток вблизи Альтдорфа. 1821-1824 © Базельский художественный музей

В этом же году художник женился на Мари-Розе Вьё и вскоре получил служебную квартиру. К этому времени относится автопортрет Мивилля (1821), который можно увидеть в Базельском художественном музее.


Ж.-К. Мивилль. Автопортрет. 1821
Ж.-К. Мивилль. Автопортрет. 1821
 

Ж.-К. Мивилль. Автопортрет. 1821 © Базельский художественный музей, Базель

 

Последние годы жизни Жака Кристофа были очень тяжёлыми: в 1830 году у художника случился паралич, а через три года Мивилль потерял жену и двоих маленьких детей. Жак-Кристоф Мивилль умер в 1836 году в возрасте 49 лет.


Мивилль был не только талантливым пейзажистом, гравёром и литографом. Он создал картины на библейские сюжеты и множество портретов своих современников. В Швейцарии его произведения хранятся в музеях Базеля и Ольтена. //SA


コメント


bottom of page