top of page
sanews logo

Кошкино мясо. Едят ли швейцарцы котов?

SANEWS

Едят ли швейцарцы котов? // freepik
Едят ли швейцарцы котов? // freepik

В европейской литературной традиции коты нередко облачаются в самые неожиданные образы: ну, скажем, кот Чеширский, кот в сапогах или в мешке, а случается и кот-Бегемот попадется. Но вот чтобы рагу из кота или же кот в баклажанах да еще с подливкой – это, конечно, нонсенс, скажете вы. Увы, но это правда, чистая правда. И отведать такой деликатес можно не где-нибудь в экзотической азиатской стране, а в самом центре Европы, в Швейцарии.


Сравнительно недавно подобно грому среди ясного неба по многим европейским газетам пронеслась невероятная новость о том, что жители Швейцарии не отказывают себе в «удовольствии» отведать кошачьего мяса. Устрашающая сага об этих варварских кулинарных обычаях началась с публикации в газете «Ле Матен» статьи, в которой жительница кантона Юра делилась советами об удачном приготовлении рагу из кошатины. По ее мнению, кошачье мясо отличается своей утонченностью, нежной текстурой и напоминает зайчатину. Вслед за детальным кулинарным рецептом следовал вполне житейский совет: для того чтобы рагу получилось идеальным, следует выбрать лишь кота помоложе… Как все просто. Не правда ли?



На этих шокирующих свидетельствах история отнюдь не закончилась. Пару недель спустя другая швейцарская газета «Зоннтагс Блик» опубликовала не менее курьезную информацию об одном сен-галльском поедателе собак, 62-летнем Бруно. «У кошек слишком мало мяса на костях, – считает он, – и потому я предпочитаю собак». За последние годы этот крестьянин сократил количество собачьего мяса в своем рационе, но признается, что хотя бы раз в год деликатес оказывается у него на столе. Правда, не в виде рагу, а на манер граубюндского вяленого мяса. Шкура же убитого и съеденного зверя превращается в коврик, дабы уютно согревать ноги Бруно в промозглые сен-галльские зимы. Как и в случае с котами, возраст в этом деле имеет не последнее значение: в тарелке старика оказываются молодые особи, не старше одного года. Это обстоятельство уберегло от несчастливой судьбы верного четвероногого друга Бруно: «Луки (так зовут пса) уже стар и на вкус был бы излишне пахуч».


Иностранная пресса обрушилась на швейцарцев с громом негодования: «Все это могло бы показаться розыгрышем, но 1 апреля уже далеко позади. Наши швейцарские соседи имеют из ряда вон выходящие кулинарные обычаи», – удивляется французская «Франс-Суар». Повсеместно в газетах появляются заголовки: «Вся Европа смеётся над швейцарцами – едоками котов», «Вся Европа говорит об этом» и т.д. Подобные лаконичные титры со скандальными нотками не только эффективно привлекают читающую массу, но и несколько искажают реальность, представляя всех поголовно швейцарцев в невыгодном свете. Что же получается – ужас? Отвращение? Негодование? Не защищая тех, кто любит побаловать себя кошачьим мясом, попробуем все-таки разобраться в этой нетривиальной ситуации.


«С давних времен социальные группы распределялись в зависимости от уровня их пищи, – замечает Изабелль Шюле, этнолог пищевых традиций, консерватор грюйерского Музея в городе Бюль. - Было время, когда итальянские иммигранты обожали приготовленную кошатину. В этом нет ничего нового». Необходимо заметить, что чаще всего употребление домашних или экзотических животных в пищу связано с дефицитом мяса. Так, в Швейцарии до начала 1960-х годов кошачье мясо регулярно появлялось на столах некоторых семей кантонов Юра, Валлис, Граубюнден и Тичино. Вот что рассказывает 55-летний Джакомо из небольшого тичинского городка: «В эпоху, когда я был ребенком, мы редко видели мясо, а дворовые кошки плодились необычайно быстро. Они не жили у нас дома, были полудикие, ловили мышей, птиц и не имели кличек. Отец иногда их отстреливал, и в воскресенье на обед у нас бывало жаркое». А как же собаки? «Бывало, что и собак ели, да что там собак, и лис случалось, если, скажем, лиса попадет в капкан или из ружья в неё пальнёшь, когда она за курами лезла. Ну не выкидывать же ее».


Что до остальной Европы, то во Франции, Италии и Германии коты, собаки и крысы в прошлом регулярно услаждали человека своей мякотью. Вот, к примеру, отрывок из меню, «Кафе Вуазен» в Париже в 1870 году, правда, на 99-й день осады города бисмаркскими воинами:


«Основное блюдо: Волчий окорок, соус из косули, кот, окруженный крысами. Кресс-салат. Боровики по-бордолезски. Зеленый горошек в сливочном масле» (Art culinaire français, Flammarion, Paris, 1950, стр. 21).

Так что практика поедания маргинального мяса, в том числе и домашних питомцев, совсем не чужда европейским традициям. Правда, со временем она основательно подзабылась, превратившись чуть ли не в варварский обычай, вызывающий чувство отвращения или, по крайней мере, удивления.


Ответ необходимо искать в бивалентности взгляда на домашних животных. В одном случае восприятие (назовем его «городское восприятие») кошек и собак подчиняется концепции антропоморфизма. «Наше отношение к животному значительно изменилось, – поясняет Клод Фишер, социолог человеческого питания. – Кот и собака воспринимаются в наше время как субъекты, а не как предметы. Мы им даем клички, они живут у нас в доме... Именно этот эмоциональный аспект не позволяет нам их употреблять в пищу, в отличие от коров и свиней, которых мы держим на дистанции». Более того, в январе этого года благодаря исследованиям японского ученого Такефуми Кикусуи стало известно, что владельцы домашних животных испытывают по отношению к своим питомцам те же эмоции, что родители к детям. Это происходит из-за выделения гормона окситоцина, называемого еще «гормоном общения». В связи с этим вполне понятно, почему поедание домашних животных производит столь отталкивающий эффект на многих людей – приверженцев городского восприятия.



Однако существует и «сельский взгляд» на эту проблему. В деревнях домашние животные, как, например, кошки и собаки, имеют зачастую чисто утилитарную функцию: кот ловит мышей, пёс охраняет хозяйство. При этом они чаще всего живут на улице или во дворе, плодятся с неконтролируемой частотой и, соответственно, не принимают той эмоциональной значимости, как если бы они жили в городской квартире и имели статус полноценного члена семьи. Все дело в точке зрения. Так что же теперь - пожелать Джакомо приятного аппетита, если ему захочется вновь отведать кошатины? Хотя сам он и утверждает, что на сегодняшний день он предпочитает хороший говяжий стейк от местного мясника, нежели экстравагантное рагу из Мурки.//SA

Comments


bottom of page