top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Казимир Малевич: то, что я создаю – не подчиняется законам природы


Казимир Малевич. Два крестьянина на фоне полей. 1930 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Два крестьянина на фоне полей. 1930 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Этот художник – один из ярчайших представителей авангарда. Он писал картины в разных стилях – от импрессионизма до кубизма, и пришёл к выводу, что ни один из этих стилей не способен отразить его собственный взгляд на мир. И он был вынужден искать собственный путь, создавать новое искусство.


Казимир Малевич (1878-1935) считал свои картины новой религией, которая должна была прийти на смену «старому миру». Художник утверждал: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение. Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства».


«То, что я создаю, не является субъектом и не подчиняется законам природы», – говорил Казимир Малевич.

Так Казимир Малевич создал новое направление в искусстве – супрематизм.


Казимир Малевич. Супрематизм №38. 1916 // Музей Людвига, Кёльн, Германия
Супрематизм №38

В начале XX века многие художники пытались найти новый визуальный язык, но именно Казимир Малевич стал тем, у кого это получилось. Его новая художественная теория, выраженная в форме чистой геометрической абстракции, утверждала, что искусство должно не копировать окружающую реальность, а создавать свою.

 

Казимир Малевич. Супрематизм №38. 1916 // Музей Людвига, Кёльн, Германия

 

В 1913 году Малевич написал, что «…отчаянно пытаясь избавить искусство от балласта предметно-изобразительного мира …нашёл спасение в форме квадрата». Геометрические формы, а особенно квадрат, символизировали для художника превосходство другой реальности, гораздо более важной, чем мир видимый. Казимир был мистиком и, также как Василий Кандинский, верил, что творчество и восприятие искусства – особая духовная деятельность, независимая от политики и общества. Малевич считал, что эти мистические переживания лучше всего могут выразить основные живописные компоненты – чистая форма и чистый цвет.


Казимир Малевич. Супрематическая композиция. Полёт аэроплана. 1915 //  Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Супрематическая композиция. Полёт аэроплана. 1915 // Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Свои революционные идеи художник представил в 1915 году на последней футуристической выставке, которая называлась «0,10». Название было выбрано не случайно. 10 – количество художников, первоначально планировавших принять участие в выставке, (позже присоединились ещё четверо, то название менять не стали), а 0 – любимая цифра Малевича. Художник любил говорить, что он пришёл к нулю и даже зашёл за него.


Казимир Малевич. Чёрный квадрат. 1915 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Чёрный квадрат. 1915 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

На этой выставке Казимир Малевич и представил новое направление авангарда под названием супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – превосходный, и, по его мнению, единственный настоящий стиль живописи.


Казимир Малевич. Чёрный квадрат и красный квадрат (Живописный реализм. Мальчик с ранцем. - Красочные массы в четвертом измерении). 1915 //  Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Чёрный квадрат и красный квадрат

Художник развесил свои картины таким образом, что его «Чёрный квадрат» оказался выше других работ, почти под потолком, в углу (так обычно размещают иконы).


Выставка прошла с триумфом. Супрематические полотна сопровождались брошюрами и манифестами, в том числе книгой Казимира Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм».

 

Казимир Малевич. Чёрный квадрат и красный квадрат (Живописный реализм. Мальчик с ранцем. – Красочные массы в четвертом измерении). 1915 // Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, США

 

Суть супрематизма сам Малевич объяснял так: «Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче её сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства».


«Чёрный квадрат» Казимира Малевича стал главной темой многочисленных дискуссий. В своём манифесте художник охарактеризовал чёрный квадрат как «нуль формы», а белый фон как «пустоту за пределами ощущения».

Образ чёрного квадрата в творчестве Малевича появился ещё в 1913 году, когда он работал над оформлением футуристической оперы «Победа над Солнцем». Художник поместил на занавес наполовину закрашенный квадрат, который символизировал солнце и как будто поглощал всё, что происходило на сцене.


Казимир Малевич. Супрематизм. 1916 // Коллекция Пегги Гугенхайм, Венеция, Италия
Казимир Малевич. Супрематизм. 1916 // Коллекция Пегги Гугенхайм, Венеция, Италия

После «Чёрного квадрата» Малевич увлёкся исследованием взаимодействия цвета и формы, их взаимного влияния. Начался второй, «цветной» этап супрематизма. После своих ранних работ, заполненных простыми геометрическими формами и написанных чёрной, белой, красной, зелёной и синей красками, Казимир перешёл к изображению более сложных форм, расширил цветовой диапазон и начал использовать светотень, создавая иллюзию пространства и движения – элементы картины как будто парили над холстом.


Казимир Малевич. Белое на белом. 1918 //  Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Белое на белом. 1918 // Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Эксперименты Казимира Малевича достигли кульминации в серии «Белое на белом» (1917-1918). Это был третий этап супрематизма – полный отказ от цвета и уход в беспредметность. «Белое на белом» – серия тонко протравленных на белом фоне белых квадратов. Их сопровождал комментарий художника: «Я прорвал синий абажур цветных ограничений и вышел в белое. За мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма».


Конструктивист Александр Родченко сразу же ответил серией полотен «Чёрное на чёрном», противопоставив их работам Малевича.


Александр Родченко. Чёрное на чёрном. 1918 // Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров, Россия
Александр Родченко. Чёрное на чёрном. 1918 // Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров, Россия

Малевич неприязненно относился к идее утилитарности искусства, но после Октябрьской революции 1917 года активно работал, и супрематизм привлёк множество последователей. В 1918 году одна из советских газет сообщила: «Повсюду в Москве расцвёл супрематизм. Вывески, выставки, кафе – всё супрематическое».


Звёздный час супрематизма наступил в 1919 году, когда серия картин «Белое на белом» была показана на «Десятой государственной выставке. Абстрактные произведения и супрематизм». Абстракционизм был официально объявлен «советским искусством».


Казимир Малевич. Будущие планиты (дома) землянитов (людей). 1924 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Будущие планиты (дома) землянитов (людей)

Казимир Малевич переехал в Витебск и занялся преподаванием и литературной деятельностью. В этот же период он увлёкся созданием макетов футуристических домов и городов. Эти макеты делались не с практической целью, а как абстракции, чтобы уяснить суть, идею того или иного архитектурного проекта.

 

Казимир Малевич. Будущие планиты (дома) землянитов (людей). 1924 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

 

Малевич заменил Марка Шагала на посту директора Витебской художественной гимназии и стал основателем группы УНОВИС («Учредители нового искусства»). Художники УНОВИСа применили супрематические идеи в текстиле, дизайне фарфора, ювелирных изделий, а к третьей годовщине Октябрьской революции в 1920 году расписали все стены в городе.


Казимир Малевич. Принцип росписи стены, плоскости или всей комнаты, или целой квартиры по системе супрематизма (Смерть обоям). 1920 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Принцип росписи стены, плоскости или всей комнаты, или целой квартиры по системе супрематизма (Смерть обоям). 1920 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Постепенно супрематизм был вытеснен конструктивизмом, а позднее социалистическим реализмом. Малевич продолжал работать, но его личная слава сильно потускнела. Но к этому моменту идеи и разработки Казимира Малевича были уже известны в Центральной и Восточной Европе. В 1927 году в Польше и Германии прошли большие ретроспективные выставки его творчества, Баухауз издал очерки Малевича «Абстрактный мир».


Казимир Малевич. Супрематизм (Белый крест). 1927 // Городской музей Стеделек, Амстердам
Супрематизм (Белый крест). 1927 // Городской музей Стеделек, Амстердам

Казимир Малевич умер в Ленинграде 15 мая 1935 года. Согласно его завещанию, был сделан специальный супрематический гроб с квадратом и кругом, в котором тело художника пронесли по Невскому проспекту, а затем кремировали и развеяли пепел. Это был последний творческий «проект» Казимира Малевича.


Супрематизм стал точкой отсчёта для многих направлений в искусстве, оказал влияние на европейский конструктивизм, преподавание дизайна в Баухаузе, интернациональный стиль и минималистское искусство 1960-х годов.


Казимир Малевич. Архитектон «Альфа». 1920 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Архитектон «Альфа». 1920 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В Швейцарии работы Казимира Малевича можно увидеть в Художественном музее Базеля.//SA



コメント


bottom of page