top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Каспар Вольф – «пионер альпийской живописи»


Каспар Вольф. Панорама долины Гриндельвальд с Веттерхорном, Меттенбергом и Эйгером. 1774 © Художественный музей Аргау
Каспар Вольф. Панорама долины Гриндельвальд с Веттерхорном, Меттенбергом и Эйгером.

Этого швейцарского художника-пейзажиста часто называют «пионером альпийской живописи». Он, конечно, не был первым художником, писавшим виды Альп. Но он был действительно первым живописцем, который путешествовал в таких горных областях, где до него практически не ступала нога человека.


В центре внимания этого художника были не идиллические виды всем известных живописных мест – он хотел увидеть дикий, далёкий от цивилизации мир настоящих гор.



Каспар Вольф

Каспар Вольф. Автопортрет. 1774 © Музей Каспара Вольфа, Мури
Каспар Вольф. Автопортрет.

Швейцарский художник-пейзажист Каспар Вольф (1735-1783) сегодня заслуженно считается одним из родоначальников альпийской живописи. Ему удалось собственными глазами увидеть мир альпийских гор, который долгое время воспринимался угрожающим и даже зловещим.



 

Каспар Вольф. Автопортрет. 1774 © Музей Каспара Вольфа, Мури

 

Каспар Вольф. Пещера Драхенлох близ Станса. 1775 © Художественный музей Аргау
Каспар Вольф. Пещера Драхенлох близ Станса. 1775 © Художественный музей Аргау
Каспар Вольф. Скалистый перевал пещеры Беатус, 1776 © Художественный музей Аргау
Каспар Вольф. Скалистый перевал пещеры Беатус, 1776 © Художественный музей Аргау

Каспар Вольф родился в Мури в кантоне Аргау, обучался художественному мастерству в Констанце, затем в Аугсбурге и Мюнхене – центрах южно-немецкого стиля рококо.


Несколько лет художник работал подмастерьем, а в 1760 году вернулся в Швейцарию в Аргау и занялся декоративными работами – печными и обойными росписями, в основном для аббатства Мури. Постепенно Вольф отошёл от декоративной живописи и начал осваивать пейзажный жанр. Его ранние работы в этом жанре были написаны под влиянием южно-немецкого рококо, они немного напоминали итальянские ведуты (картины или гравюры с детальным изображением повседневного городского пейзажа) и идеализированные пейзажи.


Каспар Вольф. Руины замка на озере с рыбаками. 1765/68 © Базельский художественный музей
Каспар Вольф. Руины замка на озере с рыбаками. 1765/68 © Базельский художественный музей
Каспар Вольф. Фермерский дом на поляне со всадниками. 1765/68 © Базельский художественный музей
Каспар Вольф. Фермерский дом на поляне со всадниками. 1765/68 © Базельский художественный музей

Знакомство Каспара Вольфа с французской живописью во время его пребывания в Париже в 1770-1771 годах оказалось очень важным. На художника произвели впечатление работы Франсуа Буше, Клода-Жозефа Верне и Юбера Робера. Именно во Франции Каспар Вольф окончательно перешёл к живописи в жанре пейзажа.


Как же Каспар Вольф, сын бедного столяра, из малоизвестного живописца превратился в художника, занимающего важное место в истории европейского искусства, стал «пионером альпийской живописи» и одним из первых предшественников европейского романтизма?

Каспар Вольф. Чертов мост в Шелленене. 1777© Художественный музей Аргау
Каспар Вольф. Чертов мост в Шелленене

Помимо художественного таланта, большую роль в судьбе художника сыграла его встреча с влиятельным бернским издателем Абрахамом Вагнером, который задумал серьёзный проект. Вагнер решил выпустить энциклопедическое издание с художественными иллюстрациями швейцарского альпийского пейзажа.


 

Каспар Вольф. Чертов мост в Шелленене. 1777© Художественный музей Аргау

 

Вероятно, эта идея возникла у Абрахама под влиянием очень популярной в то время поэмы «Альпы» (1732), написанной бернским поэтом и эрудитом Альбрехтом фон Халлером. В этой поэме горы стали идеальной декорацией для изображения прекрасной естественной жизни простых альпийских жителей, счастливой Аркадией, выступающей полной противоположностью цивилизации.


Ронский ледник со дна долины возле Глетча. 1778 © Базельский художественный музей
Ронский ледник со дна долины возле Глетча. 1778 © Базельский художественный музей

Вагнер поставил обязательное условие для своего издания: иллюстрации должны быть созданы непосредственно с натуры. Пейзажи, которые он хотел видеть в энциклопедии, находились в малоизученном и труднодоступном высокогорном альпийском регионе. Иллюстрированное издание Вагнера должно было предложить зрителям новую концепцию альпийского пейзажа в изображениях, не имевших аналогов по топографической точности и художественному великолепию.


Для написания энциклопедических статей Абрахам Вагнер пригласил бернского священника и выдающегося натурфилософа Якоба Самуэля Виттенбаха. Каспар Вольф должен был сопровождать Вагнера и Виттенбаха в их длительных походах по альпийским горам. Перед художником стояла задача задокументировать и изобразить на картинах уникальные встречи с дикой природой альпийских гор.


Каспар Вольф. Вход в западную пещеру Беатуса с плющом. 1776 © Художественный музей Аргау
Каспар Вольф. Вход в западную пещеру Беатуса с плющом. 1776 © Художественный музей Аргау

В результате в 1774-1778 годах Каспар Вольф создал обширный цикл картин о швейцарских Альпах. Дерзкие исследователи-натуралисты и бесстрашный художник совершили множество походов по труднодоступным местам альпийских гор. Вместе с Вагнером и Виттенбахом Каспар Вольф с увлечением изучал альпийскую геологию и геоморфологию.


В этих походах художник создавал топографически безупречно точные этюды и рисунки – основу своих будущих картин.

Вернувшись в Берн, уже в студии, художник написал около 200 полотен великолепного качества, которые объединили естественнонаучные наблюдения и художественное мастерство.


Каспару Вольфу удалось эффектно и выразительно показать горные цепи и ледники, водопады и пещеры, мосты и бушующие потоки, озера и высокие плато. Иногда он писал Альпы как обширные панорамные виды, а иногда создавал тесные композиции, загромождённые скалами и камнями. Крошечные фигурки людей, среди которых он изображал и себя самого, подчёркивали огромные размеры гор и ледников.


Каспар Вольф. Бахальп над Гриндельвальдом, 1774/77 © Музей Каспара Вольфа, Мури
Каспар Вольф. Бахальп над Гриндельвальдом, 1774/77 © Музей Каспара Вольфа, Мури
Каспар Вольф. Нижний ледник Гриндельвальда. 1774 © Художественный музей Винтертур
Каспар Вольф. Нижний ледник Гриндельвальда. 1774 © Художественный музей Винтертур

На картинах Каспара Вольфа запечатлены уникальные природные памятники, некоторые из которых уже не существуют из-за экологических проблем, возникших в последние столетия: так, например, знаменитые «сераки» (вершины ледника) Нижнего ледника Гриндельвальда, изображённые на полотнах Вольфа, давно растаяли.


Каспар Вольф. Буря над Тунским озером. 1774/1777 © Базельский художественный музей
Каспар Вольф. Буря над Тунским озером. 1774/1777 © Базельский художественный музей

Каспар Вольф особое внимание уделял форме и контурам скал - их зубчатым линиям и пещерам и очень любил воду в её различных состояниях (в виде льда на вершине горы, в гремящем водопаде, в спокойном горном озере или как водяной туман с радугой).


Вольф предпочитал сдержанную палитру и использовал деликатные переходы оттенков коричневого, серого, зелёного и синего.

В своих поздних работах он не увлёкся культом возвышенного, который был характерен для живописи того времени. Игривость рококо тоже постепенно ушла из его творчества. Остались только некоторые мотивы: изогнутые входы в пещеры или овальные формы мостов.


Каспар Вольф. Ледник Лаутераар. 1776 © Базельский художественный музей
Каспар Вольф. Ледник Лаутераар. 1776 © Базельский художественный музей
Каспар Вольф. Вид на Тун с цепью Стокхорна и Нисена. 1777 год © Базельский художественный музе
Каспар Вольф. Вид на Тун с цепью Стокхорна и Нисена. 1777 год © Базельский художественный музе

На полотнах Вольфа часто встречаются изображения пещер. Современники даже называли художника «пещерным волком». Такое внимание Каспара к пещерам может быть связано с его интересом к геологии. Выполняя заказ Абрахама Вагнера, художник должен был не просто изображать природу, но и изучать её, наблюдать структуру гор. Возможно, что увлечение Вольфа пещерами, как местами скрытыми и таинственными, отражало и его собственное меланхоличное состояние души, характерное для предромантических настроений конца XVIII века.


Каспар Вольф. Мост и ущелье реки Дала в Леукербаде (1775)
Каспар Вольф. Мост и ущелье реки Дала в Леукербаде (1775)

Художник не был особенно успешен при жизни и после его смерти о Каспаре Вольфе быстро забыли. На него обратили внимание только в XX веке – он стал настоящим открытием. Каспар Вольф, путешествуя там, где до него ещё никто не был, исследовал дикий альпийский ландшафт, сделал его объектом своих полотен и оказался одним из самых значительных предшественников европейского романтизма.


Каспар Вольф. Ледник Лаутераар, большой каменный стол (1777)
Каспар Вольф. Ледник Лаутераар, большой каменный стол (1777) (гравюра)

Полотна Каспара Вольфа, отличающиеся исключительным вниманием художника к деталям, используются сегодня для наблюдения за топографическими изменениями в Альпах, особенно за таяния ледников.


В Швейцарии увидеть картины художника можно в художественных музеях Аргау, Базеля, Мури, Золотурна. А в 2019 году в Мури открылся музей Каспара Вольфа. //SA






Commentaires


bottom of page