top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Эжен Делакруа – Робеспьер в искусстве


Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830 // Лувр, Париж, Франция
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830 // Лувр, Париж, Франция

Этот художник был настоящим бунтарём, Энгр даже называл его «Робеспьером в искусстве».




«Ему равно подвластны и небо, и преисподняя, и война, и Олимп, и страсть»



Этого французского художника историки искусства часто называют главным романтиком французской живописи, противопоставившим себя академизму. Он смело отказался от заученных классических композиций, переосмыслил форму, рисунок, цвет и сделал живопись гораздо более эмоциональной, чем это было позволено в академической школе.


26 апреля 2023 года исполняется 225 лет со дня рождения Эжена Делакруа


Эжен Делакруа

Эжен Делакруа. Автопортрет в зелёном жилете. 1837 // Лувр, Париж, Франция
Автопортрет в зелёном жилете

Художественное наследие Эжена Делакруа (1798-1863) огромно и уникально: около тысячи картин, несколько тысяч рисунков, акварелей и пастелей, а ещё литографии и монументально-декоративные циклы. Он неохотно причислял себя к романтикам, потому что отрицал какие-либо догмы и определения, ограничивающие и сковывающие творчество. Он просто хотел быть независимым.

 

Эжен Делакруа. Автопортрет в зелёном жилете. 1837 // Лувр, Париж, Франция

 

Делакруа писал: «Если под моим романтизмом понимают свободу передачи моих личных впечатлений, моё отвращение... к академическим рецептам, то должен признать, что я романтик».


Фердинанд Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Шарантоне, совсем недалеко от Парижа. В семилетнем возрасте Эжен потерял отца и мать увезла мальчика в Париж, где он учился в лицее Людовика Великого, проявляя способности к музыке, поэзии и рисованию. После окончания лицея Делакруа стал учеником мастера светского портрета Анри-Франсуа Ризенера, а в 1816 году Эжен поступил в Школу изящных искусств, где его преподавателем был известный классицист Пьер-Нарсис Герен. Обучение в академической мастерской не очень нравилось Эжену. Он выбрал себе в качестве академии Лувр, где увлечённо изучал работы старых мастеров – Рубенса, Микеланджело, Веласкеса, Тициана и Веронезе.


Теодор Жерико. Плот Медузы. 1818-1819 // Лувр, Париж, Франция

Теодор Жерико. Плот Медузы. 1818-1819. Фрагмент


Равнодушный к академизму, Делакруа интересовался новизной, которая была в творчестве его друга Теодора Жерико. Именно у него молодой живописец позаимствовал любовь к контрастам и эффектным позам. Жерико разрешал Делакруа наблюдать за работой в своей мастерской, а в 1819 году пригласил Эжена позировать в качестве натурщика. Портрет юного Делакруа есть на полотне Жерико «Плот Медузы», но узнать художника сложно – он выступил в роли погибшего пассажира плота и лежал лицом вниз. Эта картина очень впечатлила Эжена и под её влиянием он написал свой шедевр романтизма – полотно «Ладья Данте» (полное название – «Данте и Вергилий в ладье, перевозимые Флегиасом, переезжают через озеро, окружающее стены адского города Дита»). Картина была представлена в Лувре, на ежегодной выставке Салона в 1822 году и произвела такой эффект, что Делакруа сразу же сделался известным художником. Вгрызающийся в борт ладьи грешник, наводящие ужас массы зловещих мрачных тонов, экспрессия обнаженных фигур, написанных с превосходным знанием анатомии – всё это шокировало, поразило и критиков, и зрителей.


Эжен Делакруа. Ладья Данте. 1822 // Лувр, Париж, Франция
Ладья Данте. 1822 // Лувр, Париж, Франция

Спустя два года Эжен показал вторую большую работу – картину «Резня на Хиосе» (1824), посвященную борьбе греков с турками. Натурализм изображения и жестокость сюжета вызвали возмущённую критику со стороны поклонников классицизма. Защитник идеалов «чистой красоты» знаменитый живописец Энгр утверждал, что посетителей выставок необходимо избавить от созерцания сцен убийств и казней.


Однако картина принесла Делакруа настоящую славу и перед ней постоянно собирались потрясённые до слёз зрители. Художника стали называть главой французской романтической школы живописи.

Но Делакруа был не совсем обычным романтиком, его художественное творчество представляло собой сложное сочетание чистой рациональности и чистого искусства, романтики и нигилизма.


Художник критиковал современную ему сентиментальную романтическую живопись, считая её «плаксивым стилем». Его романтизм иногда называли «скептическим», «холодным» – Эжен не признавал мечтательности, ему не было свойственно увлечение таинственным и мистическим, ярко проявившееся в иррациональном варианте романтической живописи, распространённом в Германии.


В 1825 году Эжен отправился в Лондон, где увидел полотна Гейнсборо и Тёрнера, восхитившие его. А театральные постановки пьес Шекспира так потрясли художника, что позже Делакруа неоднократно создавал картины по произведениям английского драматурга: «Гамлет» (1839), «Смерть Офелии» (1844), «Дездемона, проклинаемая отцом» (1852). Байрон тоже произвёл впечатление на Эжена и, вдохновленный его творчеством, художник написал полотна «Тассо в сумасшедшем доме» (1825), «Казнь дожа Малине Фальери» (1826), «Смерть Сарданапала» (1827).


Вернувшись из Лондона в 1827 году Делакруа принял участие в Салоне и выставил 12 картин, среди которых была «Смерть Сарданапала». Публика полотно не приняла и раскритиковала. Композиционное, а тем более цветовое решение картины были слишком смелыми для того времени. Насыщенные пятна красного, разбросанные по всему полотну, раздражали критиков.


Резня на Хиосе. 1824 // Лувр, Париж, Франция

Смерть Офелии. 1844 // Лувр, Париж, Франция

Тассо в сумасшедшем доме. 1825 // Частная коллекция

Смерть Сарданапала. 1827 // Лувр, Париж, Франция


Революционные события 1830 года вдохновили Делакруа на создание полотна, ставшего самым знаменитым и узнаваемым его произведением – «Свобода на баррикадах» или «Свобода, ведущая народ» (1831). Эжен дал картине очень простое название «28 июля, 1830». Французские зрители понимали, о каком дне идёт речь.


Художник не принимал непосредственного участия в революционных событиях, но и в стороне не остался. В своём «Дневнике» он отметил: «Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты. Хочется писать на сюжеты революции». А в октябре в письме брату Эжен сообщил: «Я приступил к картине на современный сюжет «Баррикада».

Полотно внушительных размеров – 3х2,5 метра, но Делакруа работал так интенсивно и с таким вдохновением, что создал картину за три месяца.


Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. Автопортрет Эжена Делакруа. Фрагмент. 1830
Свобода, ведущая народ. Автопортрет Эжена Делакруа. Фрагмент. 1830

Художник вписал себя в эти исторические события. Он есть среди героев картины – в цилиндре и с оружием в руках.


Существует версия, что благодаря мальчику с пистолетами с полотна Делакруа в романе Виктора Гюго «Отверженные» появился персонаж по имени Гаврош.


Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. «Гаврош». Фрагмент. 1830
Свобода, ведущая народ. «Гаврош». Фрагмент
 

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. «Гаврош». Фрагмент. 1830

 

«Свобода на баррикадах» – первая работа художника, посвященная современникам и ставшая символом революции 1830 года, символом Франции.


В 1832 году Эжен путешествовал по Марокко, Алжиру и Испании и эта поездка оказалась очень значима для всего его творчества. Художник открыл для себя волшебство солнечного света, придающего любой вещи «живую пронзительную красоту». Он восхищенно писал: «Здесь всё очень живописно. На каждом шагу – готовые картины, которые могли бы принести богатство и славу двадцати поколениям художников». Колорит Делакруа стал более сложным, появились напряженные цветовые контрасты и еле уловимые полутона.



Эжен Делакруа. Султан Марокко. 1845 // Музей августинцев, Тулуза, Франция
Султан Марокко. 1845 // Музей августинцев, Тулуза, Франция

Множество рисунков и акварелей сохранили впечатления Эжена от путешествия по странам Востока и стали уникальной коллекцией сюжетов для будущих картин: «Свадьба в Марокко» (1839-1840), «Султан Марокко» (1845) великолепные «Алжирские женщины» (1833-1834). Именно «Алжирские женщины» вдохновили Эдуарда Мане на создание скандально известной «Олимпии», а Поль Сезанн, рассуждая о творчестве импрессионистов, писал, что «…мы вышли из этого Делакруа».


Эжен Делакруа. Алжирские женщин в своих покоях. 1834 // Лувр, Париж, Франция
Алжирские женщин в своих покоях. 1834 // Лувр, Париж, Франция

Эжена интересовала не будничность и обыденность, а всё героическое, страстное, трагическое. Его картины на исторические темы посвящены крупным битвам и сражениям: «Битва при Пуатье» (1830), «Битва при Нанси» (1831), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1840).


Делакруа был и прекрасным портретистом. Он создал портреты многих знаменитых людей: Паганини, Берлиоза, свой автопортрет.

В 1838 году художник написал парный портрет, на котором изобразил своих друзей – играющего на рояле Шопена и слушающую его музыку Жорж Санд. В первоначальном виде картина, к сожалению, не сохранилась: в 1865 году ее разрезали на два отдельных портрета и теперь они хранятся в разных музеях.


Эжен Делакруа. Взятие крестоносцами Константинополя. 1840 // Лувр, Париж, Франция
Взятие крестоносцами Константинополя. 1840 // Лувр, Париж, Франция

Жанровое разнообразие полотен Делакруа вызывает восхищение многогранностью его таланта. Среди его картин есть натюрморты, пейзажи, интерьеры, изображения животных.

Анималистические картины Эжен создавал, опираясь на зарисовки с натуры, сделанные в зоопарке, и выбирал сюжеты, характерные для романтизма – особые состояния, выходящие за пределы, нарушающие границы обыденного. Например, на картине «Лошадь, испуганная молнией» (1824) животное обезумело от страха, а работа «Тигр, напавший на лошадь» (1825-1826) показывает смертельную схватку, развязка которой будет кровавой.



Фредерик Шопен. 1838 // Лувр, Париж, Франция

Жорж Санд. 1838 // Музей Ордрупгаард, Копенгаген, Дания


Лошадь, испуганная молнией. 1824 // Венгерский музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия

Тигр, напавший на лошадь. 1828 // Лувр, Париж, Франция


Делакруа был талантлив и в настенной живописи. Центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре (1850), зал Мира в Парижской ратуше и две композиции в церкви Сен-Сюльпис (1861) - «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелом» – монументальные росписи, созданные Эженом. Известно, что он создавал их под звуки органа и хора, которые очень вдохновляли Делакруа.


Эжен Делакруа. Битва Иакова с ангелом. 1855-1861. Церковь Сен-Сюльпис, Париж, Франция
Битва Иакова с ангелом

Всемирная выставка 1855 года в Париже стала триумфом художника. На ней была представлена ретроспективная экспозиция работ крупнейших мастеров французской школы – Делакруа и Энгра. А в 1857 году живописца наконец-то избрали в члены Академии.

 

Эжен Делакруа. Битва Иакова с ангелом. 1855-1861. Церковь Сен-Сюльпис, Париж, Франция

 

Творческое наследие Эжена Делакруа огромно. Кроме картин и настенной живописи, остались труды по истории искусства и «Дневник», который он вёл с 1822 по 1863 год.


Шарль Бодлер сказал о художнике: «Ему равно подвластны и небо, и преисподняя, и война, и Олимп, и страсть». Делакруа уникален тем, что он был одним из последних живописцев, воспитанных на идеях Возрождения и создававших огромные полотна на исторические, мифологические, религиозные и литературные сюжеты и, одновременно, одним из первых мастеров периода великих перемен в искусстве. Его поиски в области цвета и характера красочного мазка предвосхитили появление импрессионистов, а смелое использование ярких, даже «кричащих» тонов – живопись фовистов и экспрессионистов.


Эжен Делакруа. Берег Этрета. 1839 // Лувр, Париж, Франция
Эжен Делакруа. Берег Этрета. 1839 // Лувр, Париж, Франция


Эжен Делакруа в музеях Швейцарии

В Швейцарии работы Делакруа можно увидеть в коллекции фонда Эмиля Бюрле, в Базельском художественном музее, в Художественном музее Санкт-Галлена, в коллекции Оскара Рейнхарта.//SA

Comments


bottom of page