top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Эффект снега: зимний Аржантёй Клода Моне


Клод Моне. Бульвар Сен-Дени, Аржантёй, зимой. 1875  Музей изящных искусств, Бостон, США
Клод Моне. Бульвар Сен-Дени, Аржантёй, зимой. 1875 // Музей изящных искусств, Бостон, США

Творчество импрессиониста Клода Моне (1840-1926) ассоциируется с беззаботными, солнечными весенними и летними днями, садами и кувшинками, с пенными волнами, разбивающимися о скалы. Эти яркие мотивы действительно чаще других вдохновляли Моне и всех импрессионистов, но Клод написал и множество прекрасных зимних пейзажей. Он был особенно увлечен охотой за тонкими нюансами цвета и света, которые можно было поймать и зимой, когда вокруг лежит снег.



Художник охотился за «эффектами снега», стремясь показать почти неуловимые изменения освещённости и игры цветовых пятен. Интересно, что даже в изображении снега Клод Моне практически не использовал чистую белую краску. Его снег был разноцветным.


Эффект снега Клода Моне

В декабре 1871 года Клод Моне вместе с семьёй переехал в Аржантёй – небольшой городок, парижское предместье на берегу Сены. Городок был популярен у любителей яхтинга и гребли, а близость к Парижу и возможность добраться до места на поезде делала его очень удобным во всех отношениях.


Во многом благодаря именно Моне Аржантёй стал своеобразной «столицей» формировавшегося в то время нового направления в живописи – импрессионизма.

Этот очаровательный городок навсегда обеспечил себе место в истории французского и мирового искусства. Здесь в то или иное время работали на пленэре чуть ли не все импрессионисты. Годы, проведённые в Аржантёе были очень важны не только для Моне как художника, но и для импрессионизма как направления в живописи. В Аржантёе Клод Моне провёл семь лет, которые потом вспоминал как безмятежное и счастливое время.


Клод Моне. Снег в Аржантёе. 1875 // Национальный музей западного искусства, Токио, Япония
Снег в Аржантёе. 1875 // Национальный музей западного искусства, Токио, Япония

Летом 1874 года именно в Аржантёе Клод Моне в компании других художников – Ренуара, Мане и Сислея – создал свои самые солнечные и яркие полотна. Он с удовольствием писал город, природу вокруг, свой дом и сад, катание на лодках, эпизоды деревенской жизни.

Моне даже купил маленькую лодку и оборудовал её как мастерскую, чтобы иметь возможность видеть берега Сены, встав на якорь посередине реки и тут же, прямо на воде, писать картины.


 Клод Моне. Эффект снега в Аржантёе. 1875 // Частная коллекция
Эффект снега в Аржантёе. 1875 // Частная коллекция

В тот период Клод вдохновился задачей передать на полотнах малейшие изменения погоды, воздуха, воды, цвета и света, уловить и перенести на картины зрительные феномены, которые возникают благодаря падению солнечного луча под тем или иным углом. Моне погрузился в исследование игры красок окружающего мира.


Позже Марсель Пруст напишет о нём: «Если бы я смог однажды увидеть сад Клода Моне, я знаю, что нашёл бы там. Это не сад цветов, это прежде всего сад цвета, разбитый по плану искусной рукой художника».

В предыдущие годы Клод часто переезжал с места на место, а теперь остановился в Аржантёе и не хотел покидать его. Всего несколько раз за годы, проведённые на берегах Сены, он, исключительно по необходимости, ездил в Париж, Руан, Амстердам и на нормандское побережье.


В швейцарском Люцерне, в коллекции Розенгарта, есть одно полотно, написанное Клодом, когда он на некоторое время уехал из Аржантёя в Голландию. Это зимний городской пейзаж – «Амстердам в снегу» (1874).


Клод Моне. Амстердам в снегу. 1874 // Коллекция Розенгарта, Люцерн, Швейцария
Амстердам в снегу. 1874 // Коллекция Розенгарта, Люцерн, Швейцария
Клод Моне. Поезд в снегу. (Локомотив). 1875 // Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Поезд в снегу. (Локомотив). 1875 // Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Клод Моне. Эффект снега с заходящим солнцем. 1875 // Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Эффект снега с заходящим солнцем. 1875 // Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Благодаря финансовой поддержке Дюран-Рюэля, своего покровителя, Клод воодушевленно и много работал. Этот период жизни был удивительно продуктивным – Моне написал в Аржантёе больше картин, чем за предыдущие тринадцать лет.


Клод Моне. Главная улица, ведущая в Аржантёй. Зима. 1875 // Частная коллекция
Клод Моне. Главная улица, ведущая в Аржантёй. Зима. 1875 // Частная коллекция

Художник был очарован маленьким городком, его вдохновляло здесь абсолютно всё. Именно в Аржантёе Моне, исследуя «эффекты снега», создал серию зимних картин, состоящую из 18 полотен, которые теперь находятся в разных музеях и частных коллекциях.


На зимних полотнах, написанных в Аржантёе, снег у Моне похож на своеобразный экран, отражающий зимнее пасмурное (а иногда и солнечное) небо, влажную дымку в воздухе, силуэты деревьев, неяркие пятна домов. А иногда снег явно добавляет картине свежести и сияния.

Одна из работ этого зимнего цикла «Снег в Аржантёе» (1875) написана в холодной гамме и отличается блёклыми тонами. Но, однако, зимний пейзаж не выглядит мрачным: солнце скрыто за облаками, но, кажется, оно вот-вот появится. Снег переливается перламутровым блеском, по заснеженной улице прогуливаются горожане. Ощущение тепла и ожидание солнечного света Моне создал с помощью деталей: художник прорисовал акценты красками красноватых оттенков. Интересно, что на том участке холста, где изображена дорога, нанесён более густой слой краски. С помощью такого технического приёма художнику удалось реалистично показать улицу, засыпанную плотным слоем снега, по которому постоянно проходят люди.


Клод Моне. Снег в Аржантёе. 1875 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Снег в Аржантёе. 1875 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Это полотно – самая крупная работа из зимнего цикла Моне. Большой размер картины (71 см х 91 см) даёт возможность полностью погрузиться в атмосферу зимнего городка.


Большинство работ этой серии Моне написал недалеко от дома на бульваре Сен-Дени (сейчас бульвар Карла Маркса, 21), в котором художник жил с семьёй. На этом полотне изображён вид бульвара Сен-Дени недалеко от пересечения с улицей де ла Вуа-де-Бан.

На картине «Эффект снега в Аржантёе» (1874-1875), находящейся в музее искусств Нельсона-Аткинса, для передачи настроения пасмурного зимнего дня Моне использовал почти монохромную палитру серых и голубых тонов, оживив её фигурками прогуливающихся горожан.

Клод Моне. Эффект снега в Аржантее. 1874-1875. // Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США
Эффект снега в Аржантее. 1874-1875. // Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США

В музеях Швейцарии хранятся два полотна из этой зимней серии. Одно из них, «Эффект снега. Улица в Аржантёе» (1875), можно увидеть в Музее искусства и истории в Женеве. Эта картина отличается яркостью красок: небо заполнено золотым сиянием, а отблески солнца, как жидкое золото, разлиты по снегу, дома и деревья образуют своеобразную границу между заснеженной землёй и сияющим небом, занимающим большую часть полотна.


Клод Моне. Эффект снега. Улица в Аржантёе. 1875 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
Эффект снега. Улица в Аржантёе. 1875 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария

Вторая картина, зимний пейзаж «Эффект снега. Бульвар Понтуаз в Аржантёе» (1875), хранящийся в Базельском художественном музее.


Клод Моне. Эффект снега. Бульвар Понтуаз в Аржантёе. 1875 // Художественный музей, Базель, Швейцария
Эффект снега. Бульвар Понтуаз в Аржантёе. 1875 // Художественный музей, Базель, Швейцария

Пейзаж очень лиричен: сочетания разноцветных пятен передают ощущение пасмурного зимнего дня, когда солнце скрыто тучами, рыхлый снег начинает таять, а воздух наполнен влажным туманом оттепели. Но картина, несмотря на отсутствие солнечных лучей, не выглядит мрачной или печальной – мягкая, пастельная цветовая палитра, передающая все снежные оттенки, создает ощущение свежести. Снег, покрывающий весь бульвар, осветляет пространство, придавая всем цветам эффект л`гкого, едва уловимого мерцания даже в пасмурный день. Это и есть один из многих «эффектов снега», за которыми так увлечённо охотился Клод Моне.//SA


Comments


bottom of page