top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

«Язык цветов» Владимира Лукича Боровиковского


Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796
В.Л. Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796

4 августа 2022 года исполняется 265 лет со дня рождения Владимира Лукича Боровиковского.


На рубеже XVIII – XIX веков в России цветочная символика была важной частью художественного языка: бесчисленные розы расцветали и увядали в стихотворениях Пушкина, Державина, Батюшкова и многих других русских поэтов. Символическое значение цветочных мотивов часто использовалось и в русской живописи эпохи сентиментализма и романтизма.



Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)

В.Л.Боровиковский. Портрет работы И. С. Бугаевского-Благодарного (1825)

Замечательный русский живописец-портретист Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) часто изображал на женских портретах розы и другие цветы. Кусты расцветающих роз есть на портретах Е.Г.Темкиной и Е.А.Долгорукой, рядом с В.А.Шидловской и М.И.Лопухиной лежат срезанные цветы, а портреты Е.А.Нарышкиной и М.Д.Дуниной украшают вазоны с пышными розами.


На всех этих картинах цветы присутствуют отнюдь не только с эстетическими целями. Они передают скрытые смыслы. Очевидно, что и Боровиковскому, и заказчикам портретов был хорошо известен метафорический «язык цветов» и они умели «прочитать» все эти символы.


В конце XVIII – начале XIX веков в России была очень популярна книга Н.М.Максимовича-Амбодика «Символы и эмблемы» – своеобразный универсальный «словарь поэтических образов», понятия из которого использовались в литературе и живописи. Он неоднократно переиздавался и был хорошо известен не только писателям и художникам, но и читателям и зрителям. Изображения цветов в сборнике сопровождались девизами и нравоучительными утверждениями, формировавшими определённый ряд ассоциаций.


Очень популярны были и так называемые «алфавиты Флоры» – специальные справочники. Значения растений, приведённые в таких «алфавитах», часто были основаны на поэтических ассоциациях и позволяли использовать изображения цветов как шифр для дружеских и любовных посланий. Такие цветочные алфавиты предназначались преимущественно для дам, их можно встретить в дневниковых записях и в альбомной графике рубежа XVIII–XIX веков.

В.Л. Боровиковский. Портрет Е.А.Нарышкиной. 1799 © Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Е.А.Нарышкиной
 

В.Л. Боровиковский. Портрет Е.А.Нарышкиной. 1799 © Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

В середине и второй половине XVIII в. изображение розы на картине чаще всего воспринималось как универсальный символ женской красоты. Художники того времени (П.А.Ротари, А.П.Антропов, Д.Г.Левицкий и другие живописцы) любили преимущественно алые розы, которые, как правило, являлись частью костюма, причёски или какого-либо аксессуара героини портрета. Это были искусственные цветы – прекрасная декорация, подчёркивающая белоснежную кожу лиц и яркость румянца на щеках портретируемых красавиц.

У Владимира Лукича Боровиковского цветы на портретах совсем другие – естественную красоту его романтических и сентиментальных героинь подчёркивали уже не искусственные, а живые розы.


Розы, ненавязчиво сопровождающие героинь портретов Боровиковского – всегда нежных тонов. Теперь они уже не деталь костюма, а часть природы, живописного фона, на котором позируют модели. Художник изображал розовые кусты и розы, растущие в горшках, срезанные цветы и различные стадии их жизни, от нежного бутона до пышно цветущего и устало увядающего цветка.


В.Л. Боровиковский. Портрет великой княжны Александры Павловны 1790-е © Государственная Третьяковская галерея
Портрет великой княжны Александры Павловны

В качестве украшения цветы на портретах Боровиковского встречаются только в виде розового венка. Например, венок из крупных роз венчает причёску великой княжны Александры Павловны. Боровиковский стремился сделать её портрет поэтичным, изящным и слегка идеализировал облик девочки. На этом портрете великой княжне Александре Павловне всего 13 лет. Венок из роз, украшающий её голову, символизирует юность и свежесть.

 

В.Л. Боровиковский. Портрет великой княжны Александры Павловны 1790-е © Государственная Третьяковская галерея

 

Форма венка напоминает о будущем брачном венце, сами по себе сплетённые розы символизируют невинность, а также «приятности» красоты, дружбы и любовных уз.


Розовый венок ассоциировался и с образом античной нимфы. Именно в образе нимф представлены девушки на портрете «Лизынька и Дашинька» (1794). Согласно моде конца XVIII столетия они одеты в античные платья, а головка одной из девушек украшена розовым венком. Подобные венки часто встречались в то время в поэтических произведениях. Эти две юные девушки – крепостные Николая Львова, друга Боровиковского, архитектора, поэта и музыканта. Николай Александрович взял девушек в свой дом на воспитание, когда они еще были совсем детьми. Их описал в стихотворении «Другу» знаменитый поэт екатерининской эпохи, родственник и друг Львова Гаврила Державин.

В.Л. Боровиковский. Лизынька и Дашинька.  1794 © Государственная Третьяковская галерея
Лизынька и Дашинька

Пусть Даша статна, черноока

И круглолицая, своим

Взмахнув челом, там у потока,

А белокурая живым

Нам Лиза, как зефир, порханьем,

Пропляшут вместе козачка,

И нектар с пламенным сверканьем

Их розова подаст рука.

 

В.Л. Боровиковский. Лизынька и Дашинька. 1794 © Государственная Третьяковская галерея

 

Чаще всего роза появляется на портретах Боровиковского рядом с юными девушками и символизирует мимолётность их нежного возраста и женской прелести.


На портрете Екатерины Алексеевны Долгорукой в композиции есть изображение бутона розы, который напоминает о юном возрасте модели.


// В.Л. Боровиковский. Портрет Е.Г.Темкиной. 1798 © Государственная Третьяковская галерея

// В.Л. Боровиковский. Портрет Е.А.Долгорукой.1798 © Государственная Третьяковская галерея


В 1790-х годах на портретах Боровиковского кроме роз можно увидеть и другие цветы. Иногда на картинах художника роза соседствует с сиренью. На портрете Е.А.Нарышкиной (1799), который был написан в ожидании или в связи с уже состоявшимся замужеством, за спиной героини изображены пышные розовые розы в большом вазоне, под рукой девушки лежат распускающиеся бутоны белых роз, а за спиной – куст цветущей сирени.


Если использовать символические значения цветов, объяснения которых есть в «алфавитах Флоры» начала XIX в., то все эти мотивы можно сложить в текст и «прочитать»: белые розы свидетельствуют о невинности чувств героини, розовые обещают супружеское счастье и благополучие, а сирень рассказывает о первой сердечной привязанности.


В.Л. Боровиковский. Портрет графини М.А. Орловой-Денисовой. 1801© Государственная Третьяковская галерея
Портрет графини М.А. Орловой-Денисовой

На портрете юной М.А.Орловой-Денисовой (1801) нет роз, под рукой девушки лежит только маленькая веточка распустившейся сирени. В том же году героиня портрета вышла замуж за графа В.В. Орлова-Денисова. Сирень намекает на пробуждение любви и одновременно обещает исполнение желаний. Боровиковский очень тщательно прописал каждый маленький цветочек и один из них сделал пятилепестковым, на счастье.

 

В.Л. Боровиковский. Портрет графини М.А. Орловой-Денисовой. 1801© Государственная Третьяковская галерея

 


// В.Л. Боровиковский. Портрет М.Д.Дуниной. 1799 © Государственная Третьяковская галерея

// В.Л. Боровиковский. Портрет В.А.Шидловской. 1798 © Государственная Третьяковская галерея


Сразу несколько цветочных мотивов можно увидеть на известном портрете М.И.Лопухиной (1797). На первом плане полотна внимание зрителя привлекают крупные, пышные бледные розы, соседствующие с нежным розовым бутоном. Лилия, которая скромно прячется в глубокой тени, становится заметна не сразу.


И совсем неожиданно рядом с садовыми растениями выглядят простые полевые васильки и пшеничные колосья, на фоне которых написана Лопухина. В «алфавите Флоры» символическое значение василька – верность, искренность. Васильки изображены в сочетании с пшеничными колосьями, символизирующими достаток и богатство.

 

В.Л. Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 © Государственная Третьяковская галерея

 

Получается, что на портрете с помощью языка цветов зашифровано высказывание: «богатство» (пшеница) и «простота, искренность» (василек) не помешают друг другу». Этот символический текст звучит как пожелание и вполне гармонирует с розой и лилией – символами чистоты и женской прелести.


Используя символику цветочных мотивов, Владимир Лукич Боровиковский создал целую галерею очаровательных женских образов.

Цветы на портретах скромно присутствуют рядом с прекрасными героинями, выступая метафорой загадочного женского очарования. Но тем, кто может читать тексты на языке цветов, они могут многое рассказать. //SA

Comments


bottom of page