top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Ян Вермеер. Cфинкс из Делфта


31 октября 2022 года исполнится 390 лет со дня рождения Яна Вермеера
31 октября 2022 года исполнится 390 лет со дня рождения Яна Вермеера

Картины этого художника после его смерти быстро забыли, и его имя кануло в безвестность почти на два столетия. Талантливого живописца заново открыли лишь в 1860 году, и его полотна не только обрели популярность – их признали шедеврами.


Картина «Девушка с жемчужной серёжкой» стала одним из самых известных произведений искусства в мире. Этот загадочный художник, о жизни которого известно очень немного, жил в Делфте, в XVII веке. Его имя – Ян Вермеер ван Делфт (1632-1675).


31 октября 2022 года исполнится 390 лет со дня рождения Яна Вермеера



Ян Вермеер


Предполагаемый портрет 24-летнего художника

Исследований, посвящённых творчеству Вермеера, много, но сведения о жизни художника весьма скромны – голландские биографы не писали о нём в своих сочинениях. Полное имя живописца – Ян (или Йоханнес) Вермеер ван Делфт указывает на городок, в котором он родился.

 

Предполагаемый портрет 24-летнего художника. Фрагмент картины «У сводни». 1656 год // Дрезденская галерея, Дрезден, Германия

 

Известно, что Ян Вермеер появился на свет 31 октября 1632 года в семье состоятельного торговца картинами, члена художественной гильдии святого Луки. Вероятно, Ян был вторым ребёнком и единственным сыном. Семья была зажиточной – в 1641 году отец будущего живописца приобрёл большой дом «Мехелен» на углу рыночной площади в Делфте. В доме хватило места и для семьи, и для постоялого двора.


В 1652 году отец умер, и Ян сменил его в качестве хозяина семейного дела. Катарина Болнес, жена художника, свидетельствовала, что на протяжении всей жизни Ян также покупал и продавал картины.


Аллегория живописи. 1665-1666 // Художественно-исторический музей, Вена
Аллегория живописи. 1665-1666 // Художественно-исторический музей, Вена

В возрасте 20 лет Ян решил посвятить себя живописи и 29 декабря 1653 года был принят в гильдию Святого Луки, где его учителями, предположительно, были Леонарт Брамер и Герард Терборх. Учился ли Вермеер у художников Италии, Франции или Фландрии, неизвестно. Кроме мастеров из гильдии, на Яна могли оказать влияние Питер де Хох и, возможно, Карел Фабрициус. Питер де Хох долгое время жил в Делфте, и вполне вероятно, что художники встречались и общались.


Ян Вермеер. Христос в доме Марфы и Марии». 1654 – 1655 // Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Христос в доме Марфы и Марии». 1654-1655 // Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Влияние де Хоха прослеживается в творчестве Вермеера, но документальных свидетельств, подтверждающих их контакты, не обнаружено.


В том же году Вермеер женился на Катарине Болнес – состоятельной католичке, дочери владельца кирпичного завода из деревни в окрестностях Делфта.


Ян Вермеер. Диана с нимфами. 1653-1654 // Маурицхёйс, Гаага
Диана с нимфами. 1653-1654 // Маурицхёйс, Гаага

Первые из дошедших до нас картины Вермеера «Христос у Марфы и Марии» и «Диана с нимфами» датируются периодом до 1656 года, а полотно «У сводни» было написано в 1656 году.


Уже на самой ранней картине «Христос у Марфы и Марии» виден талант Вермеера-колориста.

Художник использовал насыщенные красные, оранжевые и изумрудные тона со смелостью, не свойственной старым делфтским мастерам. Он уверенно наносил краску широкими мазками, предпочитая контрасты и интенсивные цвета.


Во второй половине 1650-х годов Ян Вермеер написал свои знаменитые полотна: «Спящая девушка», «Молочница», «Девушка с письмом», «Офицер и смеющаяся девушка», «Бокал вина», «Улочка», «Вид Делфта».


Офицер и смеющаяся девушка. 1655-1660 // Коллекция Фрик, Нью-Йорк.
Офицер и смеющаяся девушка. 1655-1660 // Коллекция Фрик, Нью-Йорк.
Ян Вермеер. Бокал вина. 1658-1660 // Берлинская картинная галерея
Бокал вина. 1658-1660 // Берлинская картинная галерея
Ян Вермеер. Улочка. 1657-1658 // Рейксмузеум, Амстердам
Улочка. 1657-1658 // Рейксмузеум, Амстердам

«Улочка» и «Вид Делфта» – единственные пейзажи в творчестве художника. Эти полотна полны обаяния, обыденной простоты и восхищения каждой деталью.


Рассматривая «Улочку», можно увидеть трещинки на стене, выбоины на мостовой, невероятное количество цветовых оттенков кирпичной кладки домов. Безымянные персонажи оживляют улицу, миниатюрные сценки из жизни горожан делают пейзаж тёплым и уютным.


Ян Вермеер. Вид Делфта. 1660-1661 // Маурицхёйс, Гаага
Вид Делфта. 1660-1661 // Маурицхёйс, Гаага

В зрелые годы Вермеер стал именитым художником. Он выполнял заказы нескольких меценатов как живописец и работал как советник по вопросам искусства.


В 1660 году художник вместе с женой переехал жить в дом тёщи. В семье было 15 детей, четверо из них умерли в раннем возрасте.

Вермеер писал только по две картины в год. Существует предположение, что богатство семьи его жены позволяло Вермееру заниматься живописью для собственного удовольствия, а не для того, чтобы содержать многочисленное семейство, как это было у большинства других художников. Известно также, что художник использовал дорогие красящие пигменты, такие как лазурит и кармин.


Ян Вермеер. Женщина в голубом, читающая письмо. 1660-1665 // Рейксмузеум, Амстердам
Женщина в голубом, читающая письмо. 1660-1665 // Рейксмузеум, Амстердам

В 1662-1663 годах Яна избрали одним из глав Гильдии Святого Луки, а некий французский путешественник отметил в своих записках чрезмерно высокую стоимость его картин. Спустя год полотна Вермеера были упомянуты в Гааге, что свидетельствует об интересе к его творчеству и за пределами родного Делфта. В 1671-1672 годах Вермеера вновь избрали главой Гильдии святого Луки, а в мае 1672 года пригласили в Гаагу в качестве эксперта по итальянской живописи.


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665-1667 // Маурицхёйс, Гаага
Девушка с жемчужной серёжкой. 1665-1667 // Маурицхёйс, Гаага

Полотна, созданные Вермеером в 1660-х годах, отличаются от более ранних работ: образы изменились, стали изысканнее, а их окружение – богаче и наряднее. Самое известное произведение этого периода – «Девушка с жемчужной серёжкой». Иногда этот портрет называют – «Северная Мона Лиза или «Голландская Мона Лиза». По одной из версий, на полотне изображена Мария, дочь автора. Согласно другим версиям, моделью была либо дочь мецената Рюйвена, покровителя Вермеера, либо служанка художника по имени Грид, которая была спутницей мастера в последние годы его жизни.


Обычно эту картину считают портретом, но, точнее сказать, что «Девушка с жемчужной серёжкой» – это «трони» (от нидерл. «tronie» – лицо, голова) – своеобразный поджанр, специфическое направление в голландской живописи XVI-XVII вв., уделяющее внимание необычно «живым» выражениям лиц. Поэтому на картинах-«трони», как правило, люди изображены по плечи или по пояс. «Девушка с жемчужной серёжкой» – самый милый и пленительный женский образ у Вермеера. На картине доминируют всего два цвета – голубой и жёлтый, но сколько оттенков показывает художник! На тёмном фоне Вермеер спиралевидно развернул фигуру девушки, её голова чуть откинута назад, губы полуоткрыты, устремлённые на зрителя глаза делают её лицо живым и непосредственным.

С 1902 года картина находится в галерее Маурицхейс в Гааге.


К концу жизни финансовое положение художника сильно ухудшилось и он был вынужден жить в кредит. В истории Нидерландов 1672 год был назван «годом катастрофы» из-за вторжения в страну французских, немецких и британских войск. Это привело к экономическому краху, торговля картинами практически прекратилась. Вермеер едва мог позволить себе содержать себя, свою жену, её мать и одиннадцать детей. Он брал все больше долгов, занимая тысячи гульденов. Впав в глубокую депрессию, Ян Вермеер умер 16 декабря 1675 года.


Ян Вермеер. Астроном. 1668 // Лувр, Париж
Астроном. 1668 // Лувр, Париж

Его похоронили в фамильном склепе Старой церкви в Делфте. Жена художника была вынуждена отказаться от наследства и передать его кредиторам.


Много позже Вермеер прославился как художник-живописец, один из ведущих мастеров в бытовом, а также портретном жанре. Время его жизни и творчества совпало с так называемым «Золотым веком голландской живописи». Его называли «сфинксом из Делфта» – так мало фактов о нём сохранилось.

Художественное наследие Вермеера тоже довольно скромное, до недавнего времени кисти художника приписывалось 35 полотен. Теперь их ещё меньше. Полотно «Девушка с флейтой» вызывало сомнения и, после завершения сложной исследовательской работы, совсем недавно был сделан окончательный вывод – это полотно из собрания Национальной галереи искусства в США (Вашингтон) не принадлежит кисти Вермеера. Группа искусствоведов и реставраторов установила, что картина была написана «соратником Вермеера, а не самим голландским художником». Возможно, автор полотна был студентом, подмастерьем или любителем, берущим уроки у мастера. Исследователи отметили, что человек, написавший эту картину, «понимал технику, но имел очень ограниченные навыки в её использовании». Так открылась ещё одна подробность из жизни загадочного Вермеера. Ранее считалось, что у него никогда не было учеников. Теперь этот факт поставлен под сомнение.


Результаты исследования представлены на выставке «Секреты Вермеера», открывшейся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне 8 октября.



Мастерская Вермеера. Девушка с флейтой. 1669-1675 // Национальная галерея искусства, Вашингтон
Мастерская Вермеера. Девушка с флейтой. 1669-1675 // Национальная галерея искусства, Вашингтон

Сегодня Вермеером не просто восхищаются, его обожают. О его жизни пишут популярные романы и снимают фильмы. А сами шедевры Вермеера, тщательно продуманные, наполненные смыслом и очень интимные – вне этой повседневной шумихи, над суетой. Тихий мир его героев, сцены которого сводятся всего к двум-трём сюжетам, замкнут в самом себе и не требует соучастия. Но в него можно попробовать войти и насладиться спокойствием.


Ян Вермеер. Молодая женщина с кувшином воды. 1660-1662 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Молодая женщина с кувшином воды. 1660-1662 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Амстердамский Рейксмузеум готовит самую большую в истории выставку Яна Вермеера, которая откроется в феврале 2023 года. //SA


Σχόλια


bottom of page