Творчество этого фламандского художника поразительно разнообразно. Он писал картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты, любил цветочные гирлянды и натюрморты, жанровые сцены и портреты, морские и сельские пейзажи. На его полотнах можно увидеть любые виды ландшафтов: леса, горные пики, реки и моря.
В 2023 году исполняется 455 лет Яну Брейгелю Старшему
Художественное наследие этого талантливого живописца составляет около 400 картин с его подписью (включая совместные работы с Рубенсом и другими художниками) и еще сотни полотен, так или иначе связанных с ним или его школой. Он был сыном знаменитого Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). Его звали Ян Брейгель Старший (1568-1625) по прозвищу Бархатный, Цветочный и Райский.
Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший родился в 1568 году в Брюсселе и был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего. Отец умер, когда Яну был год, мать он потерял в десять лет. Мальчика воспитывала бабушка Майкен Верхюлст – талантливая художница-миниатюристка. Именно она дала Яну и его старшему брату Питеру первые уроки рисования. У бабушки будущий художник научился детальной, скрупулёзной, но одновременно и очень живой живописи.
На картинах Яна Брейгеля можно в подробностях рассмотреть любые мелочи, которые выглядят очень живописно: мелкие детали одежды и украшений, содержимое миниатюрных корзин и тарелок, рисунок на трепещущих крыльях бабочки, усики стрекозы, каждый лепесток самого маленького цветка. И в этих деталях нет сухого и буквального вырисовывания.
Такая любовь к живописной детализации сближает Яна Брейгеля Старшего с Яном ван Эйком и Хансом Мемлингом, которые с таким же трепетным вниманием и живой увлеченностью относились к бесконечно малым величинам, считая, что в окружающем мире важно всё, поскольку мир – творение Бога.
После бабушки учителем Яна некоторое время был антверпенский художник и торговец картинами Питер Геткинт, а в 1590 году Брейгель на несколько лет уехал в Италию, сначала в Неаполь, потом в Рим и Милан. Первое время ему покровительствовал кардинал Асканио Колонна, а позже Ян познакомился с кардиналом Федериго Борромео, ставшим его покровителем на всю жизнь.
В Милане Ян Брейгель Старший стал одним из создателей нового типа светской живописи – живописи на медных пластинах. Она предназначалась в основном для частных коллекционеров.
Вернувшись из Италии в Антверпен в конце 1590-х годов, Ян вступил в гильдию Святого Луки. В течение нескольких лет (до 1602 года), художник был деканом гильдии, возглавляя братство антверпенских живописцев.
В 1599 году Ян женился на Изабелле де Йоде, и у пары родилось двое детей: Ян Брейгель Младший (который стал художником, как и его отец) и дочь Пасхазия. Изабелла умерла вскоре после рождения второго ребенка.
Через некоторое время Брейгель женился во второй раз, на Катарине ван Мариенбург и у них родилось восемь детей.
К 1606 году, когда карьера Яна Брейгеля Старшего уже состоялась, его покровителями стали эрцгерцог Альберт и эрцгерцогиня Изабелла, соправители Испанских Нидерландов. У Яна не было титула придворного художника, но покровители относились к нему с большим уважением и ценили его талант.
Питер Пауль Рубенс. Портрет семьи Яна Брейгеля Старшего. 1612-1613 // Институт искусств Курто, Лондон, Великобритания
Он продолжал жить в Антверпене, получая от Альберта и Изабеллы постоянный поток заказов – различные пейзажи, портреты, сложные жанровые сцены.
Яна Брейгеля Старшего называют Бархатным за его утонченную кисть и изысканную цветовую гамму небольших по формату пейзажей. Прозвище появилось только в XVIII веке – его придумали коллекционеры.
Русский историк искусства, художник Александр Бенуа восхищенно писал о Яне Брейгеле Старшем: «… несомненно, что в бархатистости его живописи, в ее сочной нежности и «роскошной ласковости» лежит основной секрет его очарования».
Дело в том, что пейзажи Ян Брейгель писал в основном на медных пластинах. Со временем, между поверхностью медной пластины и слоем краски возникал так называемый «резинат», который и придавал краскам мягкую, романтическую зеленовато-синюю гамму, что только увеличивало обаяние полотен.
Ян Брейгель Старший написал множество цветочных натюрмортов и считается основоположником этого жанра во Фландрии. За это его называют Цветочным.
Его цветочные натюрморты легко узнать – это огромные букеты, состоящие из множества всевозможных цветущих растений и заполняющие всю плоскость картины как яркий сложный узор.
Свой самый ранний цветочный натюрморт «Большой букет в деревянном сосуде» Брейгель написал в 1601-1607 годах. Перед нами не изображение реального букета, а скорее энциклопедия редких видов. На полотне объединены растения, цветущие в разное время. В этом виртуозно написанном цветочном натюрморте, состоящем из 130 различных цветов, сочетаются научное любопытство и мастерство живописца.
Большой букет в деревянном сосуде. 1601-1607 // Художественно-исторический музей, Вена, Австрия
Свои цветочные натюрморты Ян Брейгель Цветочный писал на основании эскизов (штудий) живых растений. Для того, чтобы написать эти штудии в период цветения тех или иных цветов, Ян специально приезжал в Королевский сад в Брюсселе.
Сохранились его наброски с изображениями растений в разных ракурсах и при разном освещении. Так, зарисовывая цветы в разное время года, художник создавал коллекции образов, целые альбомы ботанических зарисовок.
Эти коллекции позволяли составлять на полотне букеты из цветов, которые никогда не цветут в природе одновременно.
Помимо ботанически безупречных изображений, цветочные натюрморты имели еще и символический смысл, превращая картину в нравоучительную аллегорию. Белая лилия была символом Богоматери и означала праведность, чистоту, Божью милость, божественное покровительство. Поэтому лилии часто присутствовали в гирляндах, окружающих образ Богоматери. Ландыш означал девственность, фиалки и незабудки говорили о скромности и чистоте, а нарциссы, наоборот – о самовлюблёности.
Тюльпаны означали увядающую красоту и бессмысленную трату денег. Срезанные или засохшие цветы были воплощением бренности всего живого.
Важен был не только состав букета, но и те предметы, что находились рядом с цветочной вазой, например, песочные часы, различные насекомые, улитки и морские раковины. Бабочка символизировала душу праведника, а улитка – душу грешника.
Ян Брейгель Старший. Букет в вазе, монеты и раковины. 1606 // Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия
Важен был не только состав букета, но и те предметы, что находились рядом с цветочной вазой, например, песочные часы, различные насекомые, улитки и морские раковины. Бабочка символизировала душу праведника, а улитка – душу грешника.
В миланской пинакотеке Амброзиана хранится натюрморт Яна Брейгеля Старшего «Букет в вазе, монеты и раковины», посвящённый теме смерти и воскресения. Возле цветочных ваз на полотне изображены раковины – традиционный символ смерти. А слева от белой лилии виден подснежник, означающий добродетель и чистоту, побеждающие смерть.
За наполненные чудесными деревьями и цветами пейзажи Эдема, щедро населённые разными животными, Яна Брейгеля Старшего называли Райским.
Брейгеля Райского связывала крепкая дружба с самым знаменитым фламандским живописцем того времени – Питером Паулем Рубенсом. Художники часто сотрудничали и создавали полотна, объединяя свои таланты – Ян писал пейзажи, а Рубенс людей.
Одно из таких полотен – «Эдемский сад с грехопадением». Эта картина – компромисс двух художников, которые прекрасно умели работать вместе.
Рубенс любил писать крупномасштабные полотна, Брейгель тяготел к миниатюре, Питер Пауль не особенно выписывал детали, а для Яна они были чрезвычайно важны.
Совместная работа получилась среднего размера (74.3×114.7 см.), Рубенс чуть больше, чем обычно, уделил внимание деталям, а Брейгель увеличил масштаб.
Ян Брейгель Старший был популярен среди современников, работы художника с удовольствием приобретали коллекционеры его эпохи. Сегодня его картины можно увидеть в парижском Лувре, в Рейксмузеуме Амстердама, Национальной галерее Лондона, Музее Метрополитен Нью-Йорка.
В Швейцарии полотна Яна Брейгеля Бархатного хранятся в Художественных музеях Базеля и Цюриха.//SA
コメント