top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Якопо Робусти – неистовый «маленький красильщик» из Венеции


Якопо Тинторетто. Чудо Святого Марка. 1548 // Галерея Академии, Венеция, Италия
Якопо Тинторетто. Чудо Святого Марка. 1548 // Галерея Академии, Венеция, Италия

Этот знаменитый итальянский художник венецианской школы XVI века повесил на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Он был официальным живописцем Венецианской республики, его работы находятся во многих церквях Венеции и украшают Дворец дожей.

Якопо Робусти больше известен как Якопо Тинторетто – «маленький красильщик». Такое прозвище он получил, потому что был сыном красильщика шёлка и имел небольшой рост.


Живописец и писатель Джорджо Вазари (1511-1574) так заметил об этом художнике в своих знаменитых «Жизнеописаниях»: «В искусстве Венеции Тинторетто является странным, необычным, решительным и вообще, самым непредсказуемым живописцем».


Якопо называли неистовым. Он, действительно, обладал вулканическим темпераментом: был фантастически работоспособен и создавал свои картины очень быстро (за что его критиковали).

Жажда творчества была столь сильна, что иногда Тинторетто работал даже бесплатно или просто за еду, лишь бы ему дали работу. Художник любил повторять: «Краски можно купить и на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой».


Якопо Тинторетто создал самое большое в мире живописное полотно «Рай» (22х9 метров) с огромным количеством персонажей (более пятисот фигур).

В 2023 году исполняется 505 лет со дня рождения Якопо Тинторетто (Робусти).


Якопо Тинторетто (Робусти) (1518-1594)

Якопо Тинторетто. Автопортрет. Около 1547. // Художественный музей Филадельфии, США
Якопо Тинторетто. Автопортрет

Якопо Тинторетто родился в Венеции осенью 1518 года. Уже в раннем детстве он полюбил рисование, используя для творчества уголь, а иногда и краски отца. Рисовал маленький Якопо прямо на стенах своего дома. В 1530 году отец, видя художественные способности мальчика, отдал сына в ученики к Тициану Вечеллио (1488/90 – 1576). Учёба закончилась быстро: согласно некоторым источникам, великий венецианец выгнал Якопо из своей мастерской через 10 дней.

 

Якопо Тинторетто. Автопортрет. Около 1547. // Художественный музей Филадельфии, США

 

Первый биограф Тинторетто – Карло Ридольфи (1594-1658) утверждал, что это произошло из-за «нездорового духа соперничества, возникшего между учеником и учителем». Тициан увидел рисунки подростка и сразу же приказал своему помощнику «отправить самонадеянного юнца на все четыре стороны, побоявшись конкуренции в стенах собственной мастерской».


Многие исследователи считают, что Тинторетто вообще был самоучкой. Он самостоятельно выработал свой собственный стиль, вдохновляясь Микеланджело (1475-1564) и Тицианом, упорно совершенствуя технику рисунка, выполняя бесчисленное количество эскизов.

В 1539 году Якопо Робусти уже стал «независимым художником и взял себе прозвище Тинторетто» (так написано в документе, сохранившемся до наших дней). В это же время у него появилась собственная мастерская.


Всю свою жизнь, за исключением поездки в Рим и Мантую в 1545–1546 годах, Тинторетто провёл в Венеции.

В 1548 году по заказу Скуола ди Сан-Марко (скуолами назывались в Венеции религиозные братства) Якопо создал полотно «Чудо Святого Марка». Сюжет картины основан на рассказе из «Золотой Легенды» Иакова Ворагинского (XIII век). Согласно легенде, раба должны были подвергнуть пытке и мученической смерти за то, что он без разрешения своего хозяина отправился в паломничество на могилу святого. Явился Святой Марк и чудесным образом освободил раба.


Якопо Тинторетто. Введение Богородицы во храм. 1552-1553 // Церковь Мадонна -дель-Орто, Венеция, Италия
Введение Богородицы во храм. 1552-1553 // Церковь Мадонна -дель-Орто, Венеция, Италия

Современников Тинторетто потрясла необычная композиция картины и её мощная динамика: большая часть пространства полотна заполнена фигурами и все они изображены в сложных ракурсах, перекручены, изогнуты, а сам святой Марк, сияя нимбом, обрушивается на толпу как комета и творит чудо. Тинторетто изобразил святого как стремительную силу, а его чудо как взрыв – явление мощное и внезапное, меняющее всё и приводящее людей в трепет.


Якопо Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 // Галерея Академии, Венеция, Италия
Похищение тела святого Марка. 1562-1566 // Галерея Академии, Венеция, Италия

Святой Марк – покровитель Венеции и особо почитается в этом городе. Позднее Тинторетто создал о нём цикл картин: «Похищение тела Святого Марка» (1562-1566), «Спасение Святым Марком тонущего сарацина» (1562-1566), «Обретение тела Святого Марка» (около 1562).


Полотно «Чудо Святого Марка» принесло Тинторетто славу, один за другим стали поступать официальные заказы для Дворца дожей, венецианских церквей. Выдающиеся горожане и государственные деятели поспешили заказывать Тинторетто портреты.


Якопо Тинторетто. Спасение Святым Марком тонущего сарацина. 1566 // Галерея Академии, Венеция, Италия
Спасение Святым Марком тонущего сарацина. 1566 // Галерея Академии, Венеция, Италия

В 1555 году Тинторетто написал еще один свой шедевр в церкви Санта-Мария дель Орто – «Введение Богородицы во храм». Этот сюжет был очень распространён, но Тинторетто показал всем известную сцену иначе. Композиция его полотна построена таким образом, что внимание зрителя сразу же притягивает маленькая по сравнению с другими фигурка главной героини – Марии. Диагональ лестницы, на вершине которой стоит первосвященник, множество людей, их позы и жесты – все устремлено к изящной, хрупкой и трогательной девочке, поднимающейся по ступеням. Облачное небо придаёт всей сцене драматический оттенок и создаёт ощущение – что-то должно произойти, у зрителей возникает предчувствие грядущих великих событий.


Якопо Тинторетто. Обретение тела Святого Марка. Около 1562 // Пинакотека Брера, Милан, Италия
Обретение тела Святого Марка. Около 1562 // Пинакотека Брера, Милан, Италия

Художник очень много работал для братства святого Роха (Скуола Гранде ди Сан-Рокко). Это очень влиятельное венецианское братство занималось помощью бедным и больным. Еще в 1549 году Тинторетто написал грандиозное полотно «Святой Рох в госпитале». А за последние тридцать лет жизни художник создал для братства 56 картин, иногда довольствуясь всего лишь оплатой холста и красок.


В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил свою картину «Святой Рох во славе» в качестве подарка.


Якопо Тинторетто. Святой Рох в госпитале. 1549. // Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция, Италия
Святой Рох в госпитале. 1549. // Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция, Италия
Якопо Тинторетто. Святой Рох во славе. 1564. // Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция, Италия
Якопо Тинторетто. Святой Рох во славе. 1564. // Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция, Италия

В «Образах Италии» искусствовед Павел Муратов писал: «Нет более благородной цели в прогулках по Венеции, чем поиски Тинторетто. Для этого надо побывать во многих церквах, обойти весь город… Но, прежде всего, побывать в двухэтажном здании… называемом Скуола ди Сан-Рокко». В 1565 году художник создал для Скуолы «Распятие». Он написал эту огромную картину (5,4×1,2 м) за один год. Тинторетто показал момент, когда Христос еще жив и произносит: «Жажду».


Тинторетто. Распятие. 1565. // Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция
Тинторетто. Распятие. 1565. // Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция

Многофигурная композиция картины состоит из множества разнонаправленных линий, одни из которых сходятся к кресту, другие расходятся. На заднем плане драматично сгущается тьма – решается судьба всего мира. «Распятие» Тинторетто – рубеж, граница, где встречаются божественное и человеческое. Художник хотел показать, что после этого события мир изменился навсегда.


Тинторетто. Рай. 1579-1588. // Зал Большого Совета Дворца Дожей. Венеция, Италия
Тинторетто. Рай. 1579-1588. // Зал Большого Совета Дворца Дожей. Венеция, Италия

Вскоре Тинторетто пригласили расписывать Палаццо Дукале (Дворец дожей) и там он создал свой грандиозный «Рай» (1579-1588). Полотно считается не самым выдающимся произведением художника, но это самая большая картина в истории живописи, написанная маслом (25 метров в длину и 9 метров в высоту).


Рай здесь предстаёт в виде бесчисленной толпы, которая водоворотом закручивается к центру, где в окружении ангелов изображены Христос и Богородица. Возможно, эта работа и не самая лучшая, но определённо самая престижная среди картин Тинторетто, поскольку только самых талантливых и признанных художников приглашали расписывать Дворец Дожей.


Якопо Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 // Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Тайная вечеря. 1592-1594 // Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Для церкви Санта-Мария Маджоре в последний год жизни Тинторетто создал свою самую знаменитую «Тайную вечерю». Эта тема много раз привлекала его, и он неоднократно писал этот сюжет, но теперь художник показал его необычно. Тинторетто отказался от классической фронтальной композиции и расположил стол не по горизонтали, а по диагонали (ранее он уже использовал такой приём во «Введении Богородицы во храм» и «Распятии»). Это придало всей сцене динамизм, а пространство сделало глубоким.


Содержанием картины стало не раскрытие предательства и драматический конфликт, а мистический момент таинства, когда Христос произнёс: «Сие есть Тело Моё, сие есть Кровь Моя».

На этом полотне он не сидит, как обычно, за столом, а встал и протягивает апостолу хлеб. От Христа и от светильников распространяется сияние. Присмотревшись, зритель заметит, что в верхней части картины присутствуют бесплотные ангелы, а вокруг головы Христа светится нимб, отблеск которого есть и на апостолах. Становится понятно – происходит чудо: хлеб становится Телом, а вино Кровью.


Якопо Тинторетто. Автопортрет. Около 1588 // Лувр, Париж, Франция
Якопо Тинторетто. Автопортрет

Только на первый взгляд кажется, что на полотне изображена какая-то таверна, обычный ужин. Присмотревшись, зритель заметит, что в верхней части картины присутствуют бесплотные ангелы, а вокруг головы Христа светится нимб, отблеск которого есть и на апостолах. Становится понятно – происходит чудо: хлеб становится Телом, а вино Кровью.

 

Якопо Тинторетто. Автопортрет. Около 1588 // Лувр, Париж, Франция

 

Это полотно – прощальное творение мастера. Якопо Тинторетто умер 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет. Он похоронен в венецианской церкви Санта Мария дель Орто.//SA

Comments


bottom of page