top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Иван Фирсов – забытый автор знаменитого шедевра


Иван Фирсов. Юный живописец. 1765-1768. Фрагмент // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Юный живописец. 1765-1768. Фрагмент // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

О жизни и творчестве этого замечательного русского художника XVIII века до нас не дошло почти никаких сведений. Его имя появилось в истории русского искусства лишь в XX столетии. В 2023 году исполняется 290 лет со дня рождения русского художника Ивана Фирсова.

В Государственной Третьяковской галерее хранится картина «Юный живописец». Полотно поступило в музей в начале XX века из частного собрания и приписывалось известному русскому художнику Антону Павловичу Лосенко (1737-1773), поскольку на картине была подпись: «A. Losenko 1756». Однако, жанр и время создания полотна вызывали сомнения у известного художника-реставратора И.Э. Грабаря. В 1913 году картину отправили на реставрацию и сомнения подтвердились – её автором был не Лосенко.


Под воздействием растворителя верхняя поддельная подпись сошла, показав подлинную – «I Firsove».

И.Э.Грабарь писал об этом событии: «После первых минут ликования настали часы и дни мучений, почти отчаяния. Что за странное имя? Что это за язык? Ни по-итальянски, ни по-французски, ни по-английски Firsove не означает ничего: ни такого слова, ни такого производного от аналогичного корня не существует. Сделав попытку перекинуться в Скандинавские страны, я и там потерпел фиаско. <…> Однажды ночью я вскочил, как ужаленный, – меня внезапно осенила мысль: Фирсов, просто русский Фирсов, наверно, какой-нибудь Иван Фирсов, русский художник, работавший в Париже!».


Иван Фирсов. Юный живописец. 1765-1768  Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Фирсов. Юный живописец. 1765-1768 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

И.Э. Грабарь запросил информацию у французских коллег и получил доказательство справедливости своих предположений. Имя настоящего автора картины «Юный живописец» – Иван Фирсов.


По уровню мастерства картина «Юный живописец» – одно из самых безупречных произведений русской живописи XVIII века. Иван Фирсов, без сомнения, был прекрасным художником. Это полотно он написал, находясь в Париже, где с 1765 по 1768 годы проходил стажировку по распоряжению императрицы Екатерины II.

Картина Ивана Фирсова – уникальное явление в истории русской живописи второй половины XVIII века, первое и в своём роде единственное полотно. По сюжету и форме «Юный живописец» не имеет аналогов в русском искусстве XVIII столетия. В то время в области бытового жанра работали, кроме Фирсова, портретист Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны – умер после 1789), написавший «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора», и исторический живописец Иван Алексеевич Ерменев (1746/1749-1797?), создавший акварельную серию, посвящённую русским крестьянам.


Михаил Шибанов. Крестьянский обед. 1774  Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Шибанов. Крестьянский обед. 1774 // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777  Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777  Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Ерменев. Крестьянский обед. 1760-е гг.  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Иван Ерменев. Крестьянский обед. 1760-е гг.  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В XVIII веке развитие русской жанровой живописи шло очень медленно. Спрос на картины такого рода среди заказчиков был чрезвычайно низкий, а Академия художеств не способствовала развитию этого жанра. В 1770-е -1780-е годы существовал академический класс домашних упражнений (так назывался класс жанровой живописи), который вскоре закрыли. В итоге, всё, что написали в то время в бытовом жанре, было сделано без участия Академии.


Иван Фирсов не следовал академическим правилам, создавая «Юного живописца». На полотне отсутствует смысловой центр, который обычно выделяется с помощью цвета и света, нет характерных для академизма «кулис» и симметричного расположения фигур. Картина слишком живая и непосредственная, это определённо не академическое сочинение. Художник передал впечатление, воспроизведя событие с точки зрения непосредственного участника.


Многие историки искусства справедливо сравнивают «Юного живописца» с работами француза Жана Батиста Симеона Шардена (1699-1779), который начал писать подобные жанровые сцены значительно раньше, в 30-40-е годы XVIII в.

Жан Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом. 1744 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Жан Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом. 1744 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Не вызывает сомнения, что «Юный живописец» был написан Фирсовым под влиянием французской реалистической живописи, но это не скучный ученический повтор, а творческая и очень талантливая переработка уроков, полученных во Франции. Иван Фирсов, пожалуй, был первым из русских художников, заметившим красоту обычных вещей, их скрытую «тихую жизнь». Также как у Шардена бытовые сцены у Фирсова приобрели удивительную прелесть и очарование.


Жан Батист Симеон Шарден. Карточный домик. 1737 // Лондонская национальная галерея, Лондон, Великобритания
Жан Батист Симеон Шарден. Карточный домик. 1737 // Лондонская национальная галерея, Лондон, Великобритания

Художник и историк искусства Александр Бенуа писал о картине Ивана Фирсова: «Какая умная, тонкая, поэтичная вещь, полная живописной прелести, как удивительно смела по рисунку…»


Иван Фирсов. Юный живописец. 1765-1768. Фрагмент // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Фирсов. Юный живописец. 1765-1768. Фрагмент

Сюжет «Юного живописца» очень прост - бытовая сцена, показывающая подростка, с увлечением пишущего портрет маленькой хорошенькой девочки в розовом платьице и кружевном чепчике. Рядом с прелестной натурщицей стоит одетая в модное французское платье молодая женщина, родственница или воспитательница малышки. Левой рукой она делает жест, призывающий расшалившегося ребёнка успокоиться.

 

Иван Фирсов. Юный живописец. 1765-1768. Фрагмент // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 

В руках юного художника кисти и палитра, рядом раскрытый ящик с красками. Комната наполнена разными предметами, которые часто можно видеть в мастерской художника. На столе – манекен, гипсовый бюст, книги. На стене – две картины.

Нежный пастельный колорит картины построен на сочетании неярких, как будто слегка припудренных серовато-розовых, серебристо-перламутровых и бежево-коричневых тонов. Фирсову мастерски удалось передать естественность поз и движений: юный живописец сидит, сосредоточившись, весь уйдя в процесс творчества, а маленькая натурщица уже устала позировать и начинает выражать нетерпение, женщина мягко сдерживает её.


Иван Фирсов. Юный живописец. 1765-1768. Фрагмент // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Фирсов. Юный живописец. Фрагмент

Об авторе «Юного живописца» сведений, к огромному сожалению, очень мало. Даже даты рождения и смерти Ивана Фирсова приблизительны – родился около 1733, умер после 1785. Известно, что Иван Фирсов происходил из московской купеческой семьи. В 14 лет его отправили учиться в Канцелярию от строений, ведавшую архитектурными и декоративными работами. Там он обучался у художников-декораторов, участвуя, вместе с другими живописцами, в создании больших декоративных полотен для дворцов и церквей, в оформлении всевозможных пышных празднеств.

 

Иван Фирсов. Юный живописец. 1765-1768. Фрагмент // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 

Иван Фирсов работал под руководством многих крупных мастеров декоративной живописи того времени, в том числе известных итальянских художников-декораторов Джузеппе Валерьяни (1708-1761) и Антонио Перизинотти (1708-1778). Участвовал он и в выполнении декоративных работ в связи со свадьбой великого князя Петра Фёдоровича и принцессы Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской – будущей императрицы Екатерины II. «Цветы и фрукты» – один из десюдепортов (десюдепорт – наддверное панно), который был написан Иваном Фирсовым для Екатерингофского дворца в Петербурге.



Иван Фирсов. Цветы и фрукты. Десюдепорт. 1754  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Иван Фирсов. Цветы и фрукты. Десюдепорт. 1754 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Имя Ивана Фирсова упоминается в связи с постановкой первой русской оперы «Альцеста» на текст Сумарокова в 1758 году. Художник создавал декорации для представлений в Ораниенбаумском дворце, а позже его имя встречается в списках сотрудников Дирекции императорских театров.


Он настолько отличился своим талантом, что в начале 1765 года, уже сложившимся художником, был отправлен для совершенствования во Францию, в «чужие края».

Фирсов посещал мастерскую Жозефа Мари Вьена (1716-1809), у которого учился и Антон Лосенко, а позже знаменитый Жак Луи Давид (1748-1825).


В 1768 году Фирсов вернулся в Россию и работал декоратором, оформляя оперные спектакли. Сведения об этом периоде его жизни очень невелики. Известно, что в 1784 году художник тяжело заболел и попал в «смирительный дом». Больше никаких архивных данных о нём разыскать пока не удалось.


Иван Фирсов. Амуры с охотничьей добычей. Десюдепорт. 1750-е гг.  Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Фирсов. Амуры с охотничьей добычей. Десюдепорт. 1750-е гг. // Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Но, очень вероятно, что существует портрет художника! В Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» хранится «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» (1760-1762 гг.). До 1960-х годов имя автора было неизвестно. Определить его вновь помогли реставраторы Государственной центральной художественной научно-реставрационной мастерской имени академика И.Э.Грабаря.


Когда картину очистили от потемневшего лака, обнаружилась подпись художника: «И.Локтев». Но кто изображен на портрете? Первоначально считалось, что это портрет Федора Григорьевича Орлова, одного из братьев екатерининского вельможи Григория Орлова. Но этой версии противоречила одежда портретируемого. Молодой человек одет в простой суконный кафтан, совершенно не подходящий для богатого царедворца.


Иван Локтев. Портрет молодого человека в зеленом кафтане.  1760-1762 // Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Россия
Портрет молодого человека в зеленом кафтане

Кропотливые исследования архивных документов позволили выдвинуть предположение, что это портрет автора «Юного живописца» Ивана Фирсова.

 

Иван Локтев. Портрет молодого человека в зеленом кафтане. 1760-1762 // Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Россия

 

Согласно архивным записям, Иван Фирсов в конце 1750 года выполнял живописные и декоративные работы в Ораниенбауме при дворе великого князя Петра Федоровича, будущего Петра III. И у него были «живописные ученики», одним из которых оказался Иван Локтев!


Портрет был написан Локтевым в самом начале 1760-х годов, именно в тот период, когда он работал вместе со своим учителем.Возраст героя портрета соответствует возрасту Ивана Фирсова – в 1761 году ему было чуть больше тридцати лет. Эти факты говорят в пользу того, что Локтев действительно написал портрет своего учителя – автора одного из шедевров русской живописи XVIII века.//SA

Comments


bottom of page