
В интервью Радио ООН Денис фон Мекк, прямой потомок семьи фон Мекк, Чайковских и Давыдовых, рассказал о поездке Петра Ильича Чайковского в Америку в 1891 году, где он был удивлён своей популярностью у американской публики.
«Мне хотелось бы всеми силами души, чтобы моя музыка распространялась, чтобы увеличивалось число людей, которые её любят, находят в ней утешение и поддержку», – признавался великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский в письме к своей любимой подруге Надежде фон Мекк. Мечта символа русской классической музыки сбывается каждый день на всех континентах.
Денис фон Мекк, потомок великого композитора, прочитавший в штаб-квартире ООН лекцию о поездке Чайковского в США, рассказал в интервью «Новостям ООН», что когда Пётр Ильич Чайковский приехал в Нью-Йорк в 1891 году, он был удивлён своей популярностью у американской публики. Лекция была организована Постоянным представительством Российской Федерации при Организации Объединённых Наций. Людмила Благонравова (ЛБ) расспросила Дениса фон Мекка (ДвМ) подробнее о его отношениях с Чайковским и поездке композитора в США.
Денис фон Мекк: Я пра-пра-пра-пра-пра-племянник Петра Ильича Чайковского. Что это значит?
У него не было своих детей. Поэтому его ближайшими потомками могли быть племянники и племянницы – дети его братьев и сестры. Так, его сестра Александра Ильинична Чайковская, в замужестве Давыдова, является моей прапрапрабабушкой. И точно так же моя прапрапрабабушка Надежда Филаретовна фон Мекк. Она носила немецкую фамилию, но была русской, православной, урожденной Фраловской, ближайшей подругой и покровительницей Чайковского.
Имея такую кровь с обеих сторон было бы настоящим преступлением не изучить их биографии. В процессе их изучения я увидел огромный интерес к ним многих людей. Меня стали приглашать на всевозможные встречи. Сейчас, наверное, 90 процентов моего времени уходит на всевозможные встречи, посвящ§нные нашему культурному наследию.
// Людмила Благонравова: Какими источниками вы пользуетесь, рассказывая о Чайковском и читая лекции?
Денис фон Мекк: Это очень хороший вопрос. Источники, связанные с Чайковским, очень объёмны. Прежде всего, это то, что он писал в своих собственных дневниках. У него было 11 дневников и огромное количество музыкально-критических статей. У него были учебники и письма. Собственно, письма – это самая большая часть литературно-эпистолярного наследия, которое опубликовано в 18 томах его полного собрания сочинений.
Это основной и, пожалуй, самый проверенный источник. Кроме него, конечно, есть и чужие воспоминания. Кроме того, есть СМИ, которые что-то писали о нём. Есть много работ музыковедов, но я больше занимаюсь биографией, чем музыковедением. Я инженер по образованию и не могу изучать или судить о музыке.
То, что я назвал, – это огромное количество данных о Чайковском, которые нужно тщательно изучить, чтобы сделать какие-то выводы.
// Людмила Благонравова: Основной темой вашей лекции в штаб-квартире ООН была поездка Чайковского в США. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее? Как он оказался здесь?
Денис фон Мекк: Дело в том, что люди, которые хотели развивать музыку в Соедин§нных Штатах, и особенно в Нью-Йорке, видели недостаток качественных и больших залов. И вот активисты – несколько человек из музыкального общества – предложили известному филантропу того времени Эндрю Карнеги построить новый большой концертный зал. Он в основном интересовался литературой и строил библиотеки.
Но его жена [Луиза] была известна как любительница музыки, поэтому они попытались через неё повлиять на Эндрю Карнеги и вызвать у него интерес к этой идее. И им это удалось. Так было построено великолепное здание [Карнеги-холл – ред.], которое сейчас известно во всем мире.
Это было рискованное предприятие. В те годы это был далеко не центр города, где не было хороших современных дорог. Боялись, что туда приедет мало людей, если вообще приедет. Поэтому было решено пригласить на церемонию открытия Чайковского. А на самом деле это было не просто открытие, а пятидневный фестиваль, на котором Чайковский исполнял свои и не только свои произведения как дирижёр.
Итак, выбрали самого известного музыканта в мире, Петра Ильича Чайковского, который согласился приехать сюда по приглашению.
Чайковский был дирижёром, композитором и великим русским человеком, который всегда с благодарностью отзывался о своей стране. Например, когда он выступал в Праге под часовую овацию, он записал в своём дневнике: «Было много восторга, но все это не для меня, а для матушки России».
// Людмила Благонравова: Вы сказали «самый известный музыкант в мире»; получается, что в то время он уже был известен и популярен в США. А как этот интерес появился здесь, если учесть, что в XIX веке не было ни Интернета, ни звукозаписи?
Денис фон Мекк: Это действительно справедливый вопрос. И это воля случая. Когда Петр Ильич написал своё произведение, которое сейчас известно как Концерт для фортепиано с оркестром № 1, он посвятил его своему руководителю – выдающемуся пианисту Николаю Рубинштейну. Но тот не согласился с этим сочинением и потребовал переделать его. Пётр Ильич отказался это сделать, а Николай Григорьевич Рубинштейн отказался исполнять произведение. И тогда Пётр Ильич обратился к нескольким музыкантам, в том числе к Гансу фон Бюлову, немецкому дирижёру и пианисту, которому композиция очень понравилась.
Он взялся исполнить его и сделал это впервые – не знаю точно, почему, но так получилось – в Бостоне, в Америке, а во второй раз – в Нью-Йорке. И один из самых выдающихся немецких дирижёров и музыкантов того времени – Леопольд Дамрош – услышал это произведение в Нью-Йорке, оно ему очень понравилось, он стал его пропагандировать и в письмах просил Петра Ильича Чайковского дать ему ещё музыку.
И таким образом, скажем так, он год за годом вводил в музыкальный оборот в США всё больше и больше произведений Чайковского. И Чайковский был буквально удивлён, узнав, насколько он там известен и популярен – конечно, больше, чем в Европе, и
может быть, даже больше, чем в России.
И это подтвердил выбор. Его пригласили сюда как иностранного композитора и дирижёра, хорошо известного именно в Америке. И все, что здесь происходило, Пётр Ильич воспринимал с удивлением, но это было очень приятное удивление. И об Америке у него остались прекрасные воспоминания, очень положительные, а Америка была восхищена Чайковским. Он получал письма со всех концов страны с просьбой об автографах. Так что, как видите, он был популярен не только в Нью-Йорке.
// Людмила Благонравова: Если вы заглянете в статью Википедии о Чайковском на английском языке, то найдёте аудиозапись с его голосом. Я хотел спросить у вас, как у человека, подробно изучающего всё, что связано с Чайковским: может ли это быть подлинной запись?
Денис фон Мекк: Да, конечно, первые средства звукозаписи только начали появляться в конце жизни Петра Ильича – он родился в 1840 году, а умер в 1893-м. Скажем так, они были опробованы Чайковским и ещё несколькими людьми на каком-то мероприятии. И теперь она доступна бесплатно на платформе YouTube. Научным сотрудникам музея в Клину удалось расшифровать слова и идентифицировать людей, участвовавших в разговоре.
Да, это действительно подлинная запись. Но, прослушав её, понимаешь, насколько плохи были технологии того времени. Очень сложно определить, мужской это голос или женский. И ещё сложнее было правильно идентифицировать того или иного человека. Тем не менее, это единственная подлинная, научно подтверждённая запись голоса Чайковского.
Справка:
Денис фон Мекк – прямой потомок семей фон Мекк, Чайковских и Давыдовых, общественный деятель, культурный волонтёр, куратор виртуального музея www.von-meck.info, коллекционер, издатель, генеалог, публицист, исследователь жизни и творчества Чайковского, международный директор Русского музыкального общества, член многих культурных, исторических обществ России и мира.//sa
Comments