top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Хендрик Янс Тербрюгген – караваджист из Утрехта


Хендрик Янс Тербрюгген. Концерт. 1627 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Хендрик Янс Тербрюгген. Концерт. 1627 // Национальная галерея, Лондон, Великобритания

В 2023 году исполняется 435 лет со дня рождения голландского живописца Хендрика Тербрюггена.


На историческую и жанровую живопись Голландии начала XVII века большое влияние оказал выдающийся итальянский художник Микеланджело Мерризи да Караваджо (1571-1610), один из крупнейших мастеров эпохи барокко, творчество которого породило живописный «караваджизм», отличавшийся подчёркнутым реализмом и сильными контрастами света и тени. Многие художники стали последователями Караваджо «караваджистами». Одним из самых талантливых караваджистов в Голландии был Хендрик Янс Тербрюгген (1588-1629). Он не просто воспринял стиль итальянского мастера, но сделал его очень индивидуальным, показав свой самобытный талант.



Хендрик Янс Тербрюгген

Хендрик Янс Тербрюгген (тер Брюгген) родился в 1588 году в католической семье, вырос в Утрехте. О раннем периоде жизни Тербрюггена известно немного. Хендрик начал заниматься живописью в возрасте тринадцати лет, став учеником маньериста Абрахама Блумарта (1564-1651). Юный художник с воодушевлением изучал гравюры Альбрехта Дюрера (1471-1528) и Луки Лейденского (1494-1533).



Хендрик Тербрюгген. Флейтист. 1621 // Кассельская картинная галерея, Кассель, Германия
Флейтист

В 1606 году Тербрюгген отправился в Италию, чтобы улучшить своё мастерство. Он приехал в Рим. В то время там ещё работал Караваджо, и вероятно, Хендрик даже познакомился с ним лично.


Тербрюгген, несомненно, видел картины Караваджо, и работы его последователей, итальянских караваджистов, таких, например, как Орацио Джентилески (1563-1639), с которым Хендрик был знаком.


 

Хендрик Тербрюгген. Флейтист. 1621 // Кассельская картинная галерея, Кассель, Германия

 

Картины Караваджо отличались не только смелой техникой кьяроскуро (от итальянского «chiaro е scuro» «свет и тень») сильным контрастом между ярко освещёнными поверхностями и тёмными участками, но и реализмом (иногда шокирующим) изображения сюжетов. Кроме Караваджо, на Тербрюггена оказали влияние и другие знаменитые итальянские художники: Аннибале Карраччи (1560-1609), Доменикино (1581-1641) и Гвидо Рени (1575-1642).



Хендрик Тербрюгген. Призвание Святого Матфея. 1621 // Центральный музей, Утрехт, Нидерланды
Хендрик Тербрюгген. Призвание Святого Матфея. 1621 // Центральный музей, Утрехт, Нидерланды

Микеланджело да Караваджо. Призвание апостола Матфея 1599-1600 // Церковь Сан-Луиджи-дей-Франчези, Рим, Италия
Микеланджело да Караваджо. Призвание апостола Матфея 1599-1600 // Церковь Сан-Луиджи-дей-Франчези, Рим, Италия

Хендрик Тербрюгген провёл в Риме почти десять лет и за этот период его творчество кардинально изменилось  он стал одним из первых голландских художников, работавших в стиле Караваджо. Хендрик не только заимствовал некоторые элементы его стиля (контрастную светотень, искусственное освещение, реализм), но и применял его метод – почти всегда писал картины без предварительных рисунков.


Создавая религиозные полотна, Хендрик Тербрюгген часто обращался к тем же темам, что и Караваджо.

Голландский художник написал две картины на тему «Призвание апостола Матфея» в основе которых лежит композиция, взятая у итальянского мастера: Христос указывает пальцем на Матфея, рядом изображён апостол (вероятнее всего, апостол Пётр), а сам Матфей повторяет жест Христа и показывает пальцем на себя.

Картина «Призвание святого Матфея» символ утрехтского караваджизма.


На полотне Тербрюггена «Фома неверующий» (1622) узнаваем натуралистически изображённый момент вкладывания пальца Фомы в рану  основной мотив картины Караваджо на эту же тему. Тербрюгген немного смягчил шокирующий реализм этого жеста: его Фома не вкладывает палец в зияющую рану, а скорее с недоверием прикасается к ней. Однако, полотно говорит о несомненном влиянии итальянского мастера: полумрак контрастно противопоставлен свету, образы людей очень реалистичны.


Но реализм Тербрюггена отличается от реализма Караваджо. На его полотнах вы не увидите возмутительно реалистичных деталей  грязных ногтей или мозолистых пяток, которые так любил писать итальянский мастер, но Тербрюгген обратит ваше внимание на очень выразительные, подвижные лица с яркой, иногда резкой до грубости мимикой. У Караваджо Христос молодой и красивый, его лицо почти лишено эмоций, не отражает боли от прикосновения Фомы. А Христос Тербрюггена не молод, у него морщины и грубая кожа, лицо искажено от боли.


Хендрик Тербрюгген. Фома неверующий. 1622 // Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды
Хендрик Тербрюгген. Фома неверующий. 1622 // Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды

Микеланжело да Караваджо. Уверение Фомы 1600 // Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия
Микеланжело да Караваджо. Уверение Фомы 1600 // Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия

Голландский художник был верен стилистике караваджизма всю свою жизнь, но, в отличие от многих живописцев своего поколения, развивал не просто жанровую, но лирическую, поэтическую тему.


Тербрюгген был в основном религиозным живописцем, однако с 1621 года его творчество разделилось на религиозные композиции и музыкальные концерты. Музыкальная тема была очень популярна в Голландии XVII столетия. Считалось престижным уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, петь и брать уроки музыки.


Хендрик Тербрюгген. Концерт. 1626 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Концерт. 1626

Изображение атрибутов музыки и сцен музицирования  очень частый сюжет, встречающийся в творчестве многих голландских художников того времени. На картинах Тербрюггена, как и других голландцев, поражает достоверность и детальность воспроизведения музыкальных инструментов и даже нотных записей, характерных для XVII столетия.

 

Хендрик Тербрюгген. Концерт. 1626 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

 

Эти картины зачастую имеют и символический смысл, подтекст, содержат момент морализаторства, что было свойственно голландской живописи.


Тербрюгген любил писать музицирующие компании, выразительно передавая позы и жесты, мимику лиц, эффектно подчёркнутую контрастным освещением. Прекрасные примеры таких полотен эрмитажный «Концерт» (1626) и написанный чуть позже ещё один «Концерт» (1627), хранящийся в Лондонской национальной галерее.


Хендрик Тербрюгген. Флейтист. 1621 // Кассельская картинная галерея, Кассель, Германия
Флейтист. 1621
 

Хендрик Тербрюгген. Флейтист. 1621 // Кассельская картинная галерея, Кассель, Германия

 

Хендрик неоднократно использовал для своих музыкальных полотен сюжет, часто встречающийся у Караваджо одиночное изображение человека с музыкальным инструментом. В 1621 году голландский караваджист создал великолепных «Флейтистов».


Оба полотна прекрасны по колориту и очень лиричны. Замечательно, что обе картины находятся в Кассельской картинной галерее и их можно увидеть рядом. Флейтист в красном больше напоминает полотна Караваджо, а юноша в одежде серебристых, голубых и оливковых тонов предвещает созерцательную живопись Яна Вермеера Дельфтского (1632-1675).


Полотно «Пастух с флейтой» (1627) восхищает способностью Тербрюггена извлекать из очень сдержанной коричневой гаммы бесчисленное количество тонов и оттенков. Художник написал эту картину в конце жизни, находясь на вершине своего мастерства. Мальчик-пастух одет необычно на его голове объёмная меховая шапка, на плечах тяжёлая меховая накидка. В правой руке он держит флейту, а выражение его лица и поза говорят о том, что его как будто застали врасплох.


Хендрик Тербрюгген. Концерт. 1627 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Концерт. 1627

Последняя картина Тербрюггена, «Освобождение Святого Петра из темницы», датирована 1629 годом. Художник скончался в Утрехте 1 ноября 1629 года в возрасте сорока двух лет, вероятнее всего, от чумы, эпидемия которой свирепствовала в то время в городе.

 

Хендрик Тербрюгген. Концерт. 1627 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

 

Несмотря на то, что Тербрюгген умер в довольно молодом возрасте, его работы оказали большое влияние на других голландских художников. Его трактовка религиозных сюжетов вдохновляла Рембрандта (1606-1669), элементы его стиля можно найти на картинах Франса Хальса (1582/83 – 1666), Карела Фабрициуса (1622-1654) и Яна Вермеера (1632-1675).


Великий Рубенс (1577-1640), посетив Утрехт в 1627 году, высоко оценил творчество Тербрюггена. Некоторые источники утверждают, что Рубенс сказал: «Я объездил все Нидерланды в поисках художников и нашёл только одного, по имени Хенрик Тер Брюгген».

Действительно ли он говорил так, точно узнать невозможно, но, судя по всему, художники встречались.


В 1708 году фламандский писатель и поэт Корнелис де Би (1627 ок. 1714) назвал голландского караваджиста одним из «самых знаменитых и обсуждаемых живописцев своего времени». Однако, на Хендрика Тербрюггена не обратили внимания коллекционеры и историки искусства XVIII-XIX веков. Его открыли заново только в XX веке.



Хендрик Тербрюгген. Женщина с листком бумаги. 1628 // Художественный музей, Базель, Швейцария
Хендрик Тербрюгген. Женщина с листком бумаги. 1628 // Художественный музей, Базель, Швейцария

В Швейцарии, в Художественном музее Базеля находится картина Хендрика Тербрюггена «Женщина с листком бумаги» (1628). На полотне изображена красочно и экзотично одетая молодая женщина. Её улыбающееся лицо обращено к зрителю. В руках  лист бумаги, на котором широкими горизонтальными мазками написан какой-то текст. Иногда эту картину называют «Певица», но открытый смеющийся рот молодой женщины и лист бумаги с текстом наводят на мысль, что, вероятнее всего, Тербрюгген написал портрет какой-то актрисы, декламирующий текст, или же это обычная жанровая сцена, изображающая читающую женщину.//SA

Comentarios


bottom of page