top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Густав Климт – «мастер золотой кисти»


Картины, созданные Густавом Климтом – визитная карточка Австрии и лицо венского модерна
Картины, созданные Густавом Климтом – визитная карточка Австрии и лицо венского модерна

Картины, созданные этим художником – визитная карточка Австрии и лицо венского модерна. Его живопись прекрасна, аллегорична, чувственна и сияет золотом. Она вызывает ассоциации с мозаиками византийской Равенны, искусством Японии и Древнего Египта. В этой живописи царят женщины – манящие и соблазнительные, откровенно сексуальные.


Австрийский художник, декоратор и гравёр Густав Климт (1862-1918) был знаменит и успешен: множество заказов, которые щедро оплачивались, любые темы и сюжеты, которые он мог выбирать. Обязательными элементами его полотен были женские тела и откровенный эротизм.


В 2022 году исполняется 160 лет со дня рождения австрийского художника и декоратора Густава Климта.


Густав Климт

Густав Климт в рабочем халате. 1914
Густав Климт в рабочем халате. 1914

Густав Климт родился в венском пригороде Баумгартене 14 июля 1862 года в семье гравёра и ювелира Эрнста Климта. У Густава было шестеро братьев и сестёр. Экономика страны переживала не лучшие времена, у отца не было постоянного заработка, и семья жила в нищете.


Дар к рисованию у мальчика обнаружился ещё в раннем детстве, а в 14 лет Климт блестяще сдал вступительные экзамены в Венское художественно-ремесленное училище для обучения по специальности «архитектурная живопись». Чуть раньше в училище поступил его старший брат Георг, туда же через год после Густава пришёл учиться и младший брат Эрнест. В будущем все они посвятят себя искусству. Густава и Эрнеста свяжет совместное творчество, а Георг, став профессиональным декоратором, создаст множество великолепных рам для картин Густава. Братья учились успешно и даже получали стипендию.


В то время Климт находился под влиянием художника исторического жанра Ганса Макарта и следовал принципам академической живописи, но даже ранние работы Густава отличались декоративностью. Он заимствовал у Макарта яркие краски и добавил к ним орнаментальность.


Сказка. 1883 // Музей Вены на Карлсплац, Вена, Австрия
Сказка. 1883 // Музей Вены на Карлсплац, Вена, Австрия

После окончания училища Густав и Эрнст вместе с их общим другом Францем Марчем создали Kunstlercompagnie («Компания художников») – ателье по оформлению интерьеров. С 1880 года они выполняли заказы на декоративные работы в Вене и за её пределами: писали фрески в театрах Райхенберга, Риеки, Карловых Вар.


Зал старого дворцового театра в Вене. 1888.  Музей Вены на Карлсплац, Вена, Австрия
Зал старого дворцового театра в Вене. 1888. // Музей Вены на Карлсплац, Вена, Австрия

В 1885 году они оформили венский «Бургтеатр» и Художественно-исторический музей. В 1888 году Климт получил очень престижную награду – «Золотой крест» Франца-Иосифа и стал почётным членом университетов Вены и Мюнхена. Путь к славе был открыт.


К тридцати годам Климт стал уже состоявшимся художником. Благодаря множеству заказов Густав имел постоянный высокий доход. Он всё ещё оставался в рамках академической живописи, придерживаясь исторической тематики и натурализма в изображении фигур.


Гигиена. Деталь «Медицины». 1900

Медицина. 1900. Утрачена в 1945 году


Период с 1891 по 1898 год стал переломным в жизни художника. В 1892 году умерли отец и младший брат Эрнест. Густав впал в тяжёлую депрессию и какое-то время вообще не писал картин, но затем начался новый этап его творчества – Климт изменил цветовую палитру и перешёл к эротической трактовке образов, символическим сюжетам и аллегориям.


В это сложное время он встретил и свою музу – Эмилию Флёге, с которой не расставался до конца жизни. Многие считали их мужем и женой, но, вероятно, отношения между Густавом и Эмилией всегда оставались исключительного платоническими. Однако сексуальная жизнь самого Климта была весьма бурной. И Эмилия, влюблённая в мастера, об этом знала. Он же заявлял, что «не создан для буржуазного брака».


Современник Климта, историк Кристиан Нибехай вспоминал: «Уважение, которое мы испытывали к этой женщине, было безграничным: близкие художнику люди знали, что она готова посвятить всю свою жизнь Климту, если он только этого пожелает. Однако он так никогда и не предложил ей вступить в брак… Эмилии Флёге пришлось довольствоваться ролью Музы, покорённой гением Мастера».

Эмилия даже обратилась за советом к известному в то время психоаналитику – Зигмунду Фрейду. Он порекомендовал ей «заняться настоящим делом». Эмилия последовала совету и вместе с сестрой Хеленой открыла Дом моды, который быстро стал популярным. Она смогла «вылечиться» от любви, но хорошие отношения с Климтом остались. Художник называл Эмилию лучшим другом, прислушивался к её советам и с радостью проводил с ней время. А состоятельные венские дамы с удовольствием носили платья, сшитые Эмилией из тканей, эскизы которых придумал.


В 1894 году Климт получил заказ на три фрески для потолка актового зала Венского университета. Они должны были изображать «Философию», «Медицину» и «Юриспруденцию».

Густав Климт. Юриспруденция. 1903. Утрачена в 1945 году.
Юриспруденция. 1903
 

Густав Климт. Юриспруденция. 1903. Утрачена в 1945 году.

 

В тот момент официальная академическая живопись наскучила художнику и Климт показал добропорядочной венской публике свой необычный вариант восприятия академических дисциплин: «Философию» Густав написал в образе обнаженной девицы в темно-синем одеянии, которая ведет народ в никуда; «Медицину» хладнокровно поставил спиной к толпе больных и умирающих; «Юриспруденцию» олицетворяли три фурии, готовые вцепиться в несчастного человека, их жертву. Вызывающий эротизм этих композиций привел в бешенство университетских профессоров, которые сочли изображения порнографическими. Контракт разорвали и Климт был вынужден вернуть деньги. К сожалению, все три картины были уничтожены пожаром, который нацисты устроили во время отступления в 1945 году в замке Иммендорф. Сохранились только наброски, чёрно-белые фотографии и цветной снимок фрагмента «Медицины» – «Гигиена».


Густав Климт. Философия. 1899. Утрачена в 1945 году.
Густав Климт. Философия. 1899. Утрачена в 1945 году.

Следующее полотно стало «пощёчиной общественному вкусу». Это была «Обнажённая Истина» – чувственная рыжеволосая красавица с зеркалом истины в руках. Над ней – цитата из Шиллера: «Если не можешь угодить всем, понравься немногим. Нравиться многим – плохо».


Портрет Эмилии Флёге. 1902 // Музей города Вены, Австрия

Обнаженная истина. 1899. // Австрийская национальная библиотека, Вена, Австрия

Золотые рыбки. 1901-1902 // Художественный музей, Золотурн, Швейцария


С этого момента Климт начал писать только то, что хотел. В одном из интервью он сказал: «Довольно цензуры. Я обойдусь своими силами. Я хочу освободиться. Хочу отделаться от всех этих вздорных пустяков, сдерживающих мою работу. Я отклоняю любую государственную помощь и заказы. Я отказываюсь от всего».


На возмущённую критику Климт ответил, написав одно из своих знаменитых полотен, находящееся сейчас в Художественном музее Золотурна – «Золотые рыбки». Это не менее эпатажная картина чем «Обнажённая истина»: на этот раз рыжеволосая красавица откровенно демонстрировала публике «пятую точку». Полотно явилось концептуальным ответом Климта: первоначальное название картины было весьма говорящим – «Моим критикам».


Разразился новый скандал. «Золотые рыбки» должны были показать на выставке в Дюссельдорфе, но картину потребовали убрать из зала, поскольку опасались, что она может шокировать членов королевской семьи, собиравшихся посетить открытие выставки.

Такое вызывающе смелое поведение художника требовало полной финансовой независимости. Густав Климт нашел прекрасный способ – он стал писать портреты жён влиятельных жителей Вены. Среди заказчиков Климта были сталелитейщик Карл Витгенштейн, текстильщик Фриц Вэрндорфер, семьи Книпс, Ледерер и многие другие. Портреты их жён – отдельная часть наследия «мастера золотой кисти».


Портрет Сони Книпс. 1898 // Галерея Бельведер, Вена, Австрия
Портрет Сони Книпс. 1898 // Галерея Бельведер, Вена, Австрия

Во второй половине 1890-х годов Климт основал венский Сецессион – группу революционно мыслящих художников. Он же стал и президентом объединения. Так Густав Климт превратился из солидного академического живописца в лидера венского авангарда.

Символом Сецессиона была Афина Паллада – олицетворение мудрости и правосудия. Климт написал картину, посвященную ей. На выставке в 1898 году она получила название «демон Сецессиона». Для создания этой работы Густав впервые использовал сусальное золото.

Густав Климт. Афина Паллада. 1898 // Музей истории Вены, Австрия
Афина Паллада. 1898
 

Густав Климт. Афина Паллада. 1898 // Музей истории Вены, Австрия

 

С 1898 года начался самый успешный, дорогой и известный период творчества Климта – «золотой». В работах появилась позолота, декоративность, рельефные орнаменты. Для создания сложных декоративных эффектов с помощью золота, Климту потребовалось огромное мастерство, использование старинных техник, разработанных ещё до эпохи Возрождения, и долгие дни работы с хрупкими листами драгоценного металла. Произведения этого периода критика принимала уже благосклонно.


Самая известная работа «золотого периода» – «Поцелуй». Картина выполнена с использованием сияющего сусального золота. Это ослепительное, страстное, чувственное полотно приобрело известность сразу после своего появления. Картина была куплена правительством Австро-Венгрии. Климт выбрал для этой работы свой любимый квадратный формат, игнорируя глубину и горизонт.


Густав Климт. Поцелуй.1908-1909 // Галерея Бельведер, Вена, Австрия
Густав Климт. Поцелуй.1908-1909 // Галерея Бельведер, Вена, Австрия

Создавая золотые полотна, Климт, конечно же, вспоминал свою поездку в Италию в 1903 году. Тогда он побывал в Венеции, а потом увидел византийские мозаики с изображением императрицы Феодоры в базилике Сан-Витале в итальянской Равенне. Они его потрясли.


Юдифь и Олоферн. 1901 // Галерея Бельведер, Вена, Австрия

Водяные змеи. 1907 // Галерея Бельведер, Вена, Австрия



Кроме «Поцелуя», хорошо известны другие его работы этого периода: «Юдифь и Олоферн», «Водяные змеи», «Надежда», «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Три возраста женщины» и «Древо любви».


Надежда. 1903 // Национальная галерея Канады, Оттава

Три возраста женщины. 1905 // Национальная галерея современного искусства, Рим


Портрет Адели Блох-Бауэр. 1907 // Новая галерея, Нью-Йорк, США

Даная. 1907-1908 // Частное собрание, Вена


Есть в наследии Климта и пейзажи. Впервые к пейзажному жанру Густав обратился уже после 30-ти лет. Он писал пейзажи летом, во время отдыха. Писал для себя. Художник часто работал на пленэре, но его полотна совсем не похожи на пейзажи импрессионистов. Они покрыты сложным, почти орнаментальным рисунком и напоминают гобелены. Густав никогда не оживлял свои пейзажи фигурами людей.




Итальянский сад. 1913 // Художественный музей, Цуг, Швейцария

Садовый пейзаж с вершиной холма (Приходской сад). 1916 // Художественный музей, Цуг, Швейцария


В Художественном музее Цуга находятся два пейзажа Климта. Они, как и почти все произведения пейзажного жанра у Климта, имеют редкий формат – квадратный. Густав считал квадрат самой стабильной и завершённой формой.


Портрет Элизабет Ледерер

Поздние работы Климта, выполненные с 1910 по 1918 годы, лишаются позолоты, но приобретают экспрессию. На полотнах уже нет роковых и коварных обольстительниц. Вместо них появились тихие, нежные женщины, контуры стали более округлыми, фигуры вытянулись. Художник использовал все более яркие цвета, а вместо геометрического узора появились цветочные мотивы в восточном стиле.

 

Портрет Элизабет Ледерер (баронессы Элизабет Бахофен-Эхт). 1916 // Частная коллекция. Базель, Швейцария

 

Незадолго до смерти Климт создал несколько прекрасных портретов (баронессы Бахофен-Эхт, Фредерики-Марии Беер), на которых заметно влияние японского искусства.


В январе 1918 года у Климта случился инсульт, и он впал в кому, из которой уже не вышел. В то время в Европе была эпидемия гриппа, и ослабленный организм художника не смог справиться с болезнью.

Портрет Фредерики-Марии Беер

Художник умер 6 февраля в возрасте 55 лет от пневмонии. Он был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене.

 

Густав Климт. Портрет Фредерики-Марии Беер. 1916 // Тель-Авивский музей изобразительных искусств, Тель-Авив, Израиль

 

Шедевры Климта остаются современными и сейчас. Картина «Поцелуй» была бы такой же сенсационной в начале XXI века, как и сто лет назад. Полотна «мастера золотой кисти» касаются вечных тем, используя язык символов и аллегорий. И золото на его полотнах не теряет своего блеска. /SA

コメント


bottom of page