top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Густав Бюше – «Обвинённый в рисовании»


Выставка: Густав Бюше – «Обвинённый в рисовании»
Выставка: Густав Бюше – «Обвинённый в рисовании»

В начале XX века этот авангардный швейцарский художник увлёкся передовыми художественные течениями: был футуристом, кубистом, дадаистом и пуристом. Он всю жизнь искал новые решения, совершенствовал композицию и экспериментировал с цветом и линией. Густав Бюше (1888-1963) хотел освободиться от влияния знаменитого Фердинанда Ходлера, и у него это получилось.


В Кантональном музее изобразительных искусств Лозанны (Musée cantonal des Beaux-Arts) проходит выставка, посвящённая творчеству Густава Бюше (1888-1963) – швейцарского авангардиста начала XX века. На выставке представлено около ста произведений мастера: картины, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. Особое внимание уделено модернистским амбициям художника.



Густав Бюше (Gustave Buchet)

Густав Бюше. Фотография © Lausanne, Fondation Gustave Buchet
Густав Бюше // Fondation Gustave Buchet, Lausanne

Густав Бюше родился 5 июня 1888 года в Этуа, в кантоне Во. Его отец умер, когда Густав был совсем младенцем, и семья перебралась в Женеву. Будущий художник учился в колледже Кальвина, а затем в Школе изящных искусств в Женеве. В 1910 году, едва окончив Школу, Густав интуитивно уже понимал, что будущее живописи не за Фердинандом Ходлером и не в Женеве, а в Париже. И молодой художник отправился в столицу Франции вместе со своим другом Родольфом-Теофилем Боссаром, будущим известным швейцарским живописцем. В то время Париж действительно был в состоянии творческого возбуждения, и Бюше с восторгом погрузился в атмосферу экспериментов и поиска.




Густав Бюше. Вечная весна. 1913
// Густав Бюше. Вечная весна. 1913. Lausanne, Fondation Gustave Buchet Photo © Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne / Étienne Malapert © Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber

В 1913 году Густав создал большое символическое полотно «Вечная весна», в котором ещ` чувствуется стиль Ходлера, но вскоре парижские художественные течения помогли Бюше освободиться от влияния знаменитого бернского мастера.


Вернувшись в Женеву в 1914 году, Густав вместе с другими художниками основал группу Le Falot, которая заявила о своём противостоянии Ходлеру. Под руководством швейцарского живописца Мориса Барро, художники группы много писали обнажённую натуру и активно выставляли свои произведения. Их полотна приводили в ужас респектабельную буржуазную публику. Сначала Бюше это вдохновляло, но довольно скоро он почувствовал, что его творчество зашло в тупик.


В 1916 году в поисках вдохновения Густав вновь отправился в Париж. Познакомившись с подругой Модильяни Жанной Эбютерн и скульптором-авангардистом Осипом Цадкиным, Бюше открыл для себя кубизм и футуризм, увлёкся изображением движения.


Густав Бюше. Положение во гроб. 1918.
Густав Бюше. Положение во гроб. 1918.
 

Густав Бюше. Положение во гроб. 1918. Geneva, MAH Musée d’art et d’histoire,

Ville de Genève. Acquisition, 1965 © 2022 Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber Photo: Musée d’art et d’histoire, Ville de Genève/Yves Siza

 

В 1918 году Бюше опять вернулся в Женеву и представил на выставку свою футуристическую интерпретацию «Положения во гроб». Картина вызвала бурную реакцию непонимания и яростные споры.





// Густав Бюше. Прохожий. 1918. Lausanne, Fondation Gustave Buchet Photo © Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne / Étienne Malapert © Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber

// Густав Бюше. Шторм. 1919. Winterthour, Kunst Museum Winterthur. Don du Galerieverein, 1969 © 2022 Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber. Photo: SIK-ISEA, Zürich (Philippe Hitz)

 

В те годы по всей Европе распространился дадаизм – авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Он возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, показала бессмысленность человеческого существования. Дадаисты объявили логику и рационализм главными виновниками войн и конфликтов.

Густав Бюше. Мост с буксиром. 1921
Густав Бюше. Мост с буксиром. 1921

Склонный к смелым экспериментам Бюше увлёкся дадаизмом и даже принимал участие в их эпатажных представлениях. Он так активно участвовал в дадаистской «эпидемии», охватившей Женеву зимой 1919-1920 годов, что в его студию даже приходила полиция. Но увлечение было недолгим и завершилось для Бюше глубоким разочарованием. Позже художник говорил об этом периоде своего творчества как о деятельности нигилистической и даже антихудожественной.

 

// Густав Бюше. Мост с буксиром. 1921. Lausanne, Musée cantonal des Beaux-Arts.

Acquisition, 2019 © 2022 Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber Photo: MCBA

 

Расстроенный неудачным экспериментом с дадаизмом Бюше в очередной раз отправился в Париж, где сблизился с группой художников-кубистов – Альбером Глезом, Леопольдом Сюрважем и Александром Архипенко. Под их влиянием его живопись сделалась геометрической, потеряла глубину, но обрела радостную красочность. Густав с успехом участвовал в выставках кубистов в Париже, Амстердаме и Брюсселе.


С 1920 по 1939 год Бюше жил в Париже. В начале 1920-х годов Густав обратил внимание на прикладное искусство и развил бурную деятельность в области рекламы и театра, создавая проекты декораций и костюмов.


// Густав Бюше. Фурия. [1920-1922] Lausanne, Fondation Gustave Buchet Photo © Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne / Étienne Malapert © Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber

// Густав Бюше. Театральный макет в масштабе 1/10, [1923-1924]. Lausanne, Fondation Gustave Buchet © 2022 Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber. Photo: Étienne Malapert

 

В 1924 году вместе со своей будущей женой Маргаритой Робер он создал дом моды Lise Darcy и даже принимал участие в разработке сотен моделей шляпок, сумок и подушек.


Начиная с 1925 года, Бюше вновь вернулся к живописи. Его новые работы были написаны под влиянием мастера декоративного искусства, представителя кубизма Фернана Леже. Оказал на него влияние и пуризм, который защищали Ле Корбюзье и Амеде Озенфан. Пуризм провозгласил фундаментальный порядок, гармонию и баланс главной целью художника.


В тот период в палитре Густава преобладала красно-коричневая охра, контрастирующая с оттенками белого, насыщенного серого и глубокого чёрного.

Прямые линии и углы его «Композиций» усилились, и их расположение создавало определённую динамику на полотнах. Картины Бюше стали самодостаточными системами, выстроенными с почти идеальной математической точностью.

Густав Бюше. Композиция. Динамизм. 1927
Густав Бюше. Композиция. Динамизм. 1927

В конце 1920-х годов абстрактные полотна Бюше смягчились, а цветовая гамма стала ярче. Густав много писал натюрморты и обнажённую натуру. Поездки в Нормандию, Южную Францию и на Корсику вдохновили его на создание пейзажей.

 

// Густав Бюше. Композиция. Динамизм. 1927. Private collection, Geneva © 2022 Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber. Photo: Étienne Malapert

 

Уже в начале 1930-х годов Бюше постепенно вернулся к более традиционной форме живописи. Художник стремился к наблюдению за природой, созданию реальных образов, правдоподобной передаче тел и предметов. Постепенно с его полотен ушли абстрактные живописные плоскости, палитра стала богаче, и вновь появились эффекты света и тени, создающие ощущение объёма.


Когда началась Вторая мировая война, Бюше переехал в Лозанну. В этом городе он прожил всю оставшуюся жизнь.

В 1939 году Густав выставил свои новые работы, ставшие более реалистичными. Критики, считавшие «кубистическое» прошлое Бюше ошибкой, положительно оценили такую «эволюцию» художника, но были и те, кого разочаровал сглаженный кубизм художника. А ханжеской публике не понравился эротизм его чувственных обнажённых натур.


// Густав Бюше. Парусник входит в порт. 1929. Lausanne, Fondation Gustave Buchet / Photo © Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne / Étienne Malapert © Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Bibe

// Густав Бюше. Даная. 1932 Lausanne, Fondation Gustave Buchet. Photo © Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne / Étienne Malapert © Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber

 

В 1950-е годы Бюше решил, что достиг синтеза своего искусства. Именно в это время Густав опубликовал книгу «Обвинённый в рисовании», в которой он не отказывался от прошлых экспериментов и утверждал свою свободу как художника.

Густав Бюше. Большая лежащая обнаженная.1957. Lausanne, Fondation Gustave Buchet Photo © Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne / Étienne Malapert  © Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber
// Густав Бюше. Большая лежащая обнаженная.1957. Lausanne, Fondation Gustave Buchet Photo © Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne / Étienne Malapert © Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber

Густав Бюше писал: «В 1951 году я решил, что… мои исследования завершены и я могу начать по-настоящему рисовать... Мои источники вдохновения разнообразны и бесконечны: я нахожу спасение как в пейзаже, так и в обнажённой натуре или простом цветке... Я использую все средства, стремясь к экспрессии и эмоциям и даже к кубистическому распаду... Для меня пришло время синтеза в живописи».


Густав Бюше. Домики в деревьях. 1947
Густав Бюше. Домики в деревьях. 1947
 

// Густав Бюше. Домики в деревьях. 1947. Lausanne, Fondation Gustave Buchet

Photo © Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne / Étienne Malapert

© Gustave Buchet. Familles Bron Bersier Biber

 

Полотна, написанные Бюше в последние годы жизни, приобрели ещё более насыщенный цвет и ещё дальше ушли от авангарда, но не потеряли с ним связь. Художник мастерски использовал приёмы классической живописи в сочетании с опытом, извлечённым из своих ранних стилистических поисков.


До самой смерти Густав сохранял независимость ума и продолжал эксперименты с цветом и линией.


Он скончался 14 июля 1963 года в Лозанне и был похоронен на кладбище Этуа.


Густав Бюше – очень смелый художник, оставивший традиционную фигуративную (отражающую реальность) живопись и присоединившийся к авангарду, но именно этот аспект его творчества был забыт, и только в середине 1970-х годов Бюше получил заслуженное признание как художник-авангардист, и его полотна стали пользоваться постоянным вниманием музеев и частных коллекционеров.


В Швейцарии картины Густава Бюше можно увидеть в Художественном музее в Аргау, Музее искусства и истории в Женеве, Музее изящных искусств Ла-Шо-де-Фон, Кантональном музее изящных искусств Лозанны, Музее Йениша в Веве, Художественном музеях Винтертура и Цюриха. //SA


 

// Место //Дата //Время //Стоимость


Выставка:

Густав Бюше – Обвинённый в рисовании // Gustave Buchet. Accusé de peindre



Даты: 05.06.2022 ‒ 09.10.2022 Место: Musée cantonal des Beaux-Arts

PLATEFORME 10

Place de la Gare 16

1003 Lausanne Показать на карте

web: www.mcba.ch

Время: ПН-ВС: с 10ч до 18ч ПТ: с 10ч до 20ч Стоимость: от 0CHF до 15CHF


Commentaires


bottom of page