top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Герард Доу – первый ученик Рембрандта


Герарда Доу. Молодая мать // Гаага

Этот талантливый художник голландского Золотого века учился у знаменитого Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Он очень рано стал известным и востребованным, был одним из основателей лейденской Гильдии святого Луки и школы «изысканных художников».


В 2023 году исполняется 410 лет со дня рождения голландского художника Герарда Доу



Герард Доу (Геррит Доу)

Его работами восхищались шведская королева Кристина, английский король Карл II, великий герцог Тосканский Козимо III Медичи, эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский. Позже картины этого живописца приобретали Екатерина II и Жозефина Богарне.


Герард Доу (1613-1675) прожил в родном Лейдене всю жизнь, никогда не был женат, имел невероятный успех как художник. До конца XIX века работы Доу считались гордостью голландского искусства, а цены на его картины были значительно выше, чем на картины его учителя Рембрандта ван Рейна. Художник оставил родственникам богатое наследство в размере 20 000 гульденов.


Герард Доу. Служанка у окна. 1660 // Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды
Служанка у окна. 1660 // Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды

В настоящее время кисти Герарда Доу приписывается около 200 картин.


Герард Доу. Женщина в окне с кошкой и мышеловкой. 1670- е гг. // Частная коллекция
Женщина в окне с кошкой и мышеловкой. 1670- е гг. // Частная коллекция

Герард Доу родился в Лейдене 7 апреля 1613 года. Он был младшим сыном в семье художника по стеклу. Уже в юном возрасте Герард проявил интерес к живописи. В 1622 году отец отправил мальчика учиться сначала к граверу, а затем к известному художнику по стеклу Питеру Кувенхорну (ок. 1599-1654). Завершив обучение, будущий художник какое-то время работал в отцовской мастерской, однако вскоре отец решил, что Герарду нужно учиться искусству живописи.


14 февраля 1628 года юный Доу поступил в ученики к Рембрандту ван Рейну, их соседу, жившему всего в 100 метрах от дома семьи Доу на Корт-Рапенбург. Герард стал его первым учеником, поскольку Рембрандту в то время было всего двадцать два года, и он сам ещё был в поисках собственного стиля. Подросток увлечённо включился в этот поиск вместе с молодым учителем.


Герард Доу. Женщина, читающая Библию (мать Рембрандта). 1632 // Рейксмузей, Амстердам, Нидерланды
Женщина, читающая Библию (мать Рембрандта). 1632 // Рейксмузей, Амстердам, Нидерланды

Их живописные манеры были так схожи, что ранние работы Доу иногда приписывались Рембрандту. Сходство можно объяснить еще и тем, что в те годы у Доу и Рембрандта были не только общие сюжеты, но одни и те же модели. Герард писал картины с изображением отца Рембрандта в виде астронома, воина, восточного человека. Считается, что картина «Женщина, читающая Библию» – портрет матери Рембрандта. Писал Доу и своего учителя за работой.


Для этих полотен характерны тёмные тона, реалистичная манера и восхитительное совершенство деталей. Бесспорно, что в мастерской Рембрандта Доу превратился в превосходного мастера, умеющего писать тонкие и замысловатые вещи.


Художник за мольбертом (возможно, Автопортрет). Около 1628-1629 // Лейденская коллекция, Нью-Йорк, США

Учёный, затачивающий перо. 1635 // Лейденская коллекция, Нью-Йорк, США


Доу оставался с Рембрандтом до тех пор, пока тот в 1631 году не переехал в Амстердам. После отъезда учителя, несмотря на юный возраст (ему было тогда всего 18 лет), Доу уверенно начал самостоятельный путь в искусстве. Он создавал всё более тщательно проработанные, продуманные композиции со всё более гладкой, похожей на эмаль поверхностью. Изменилась и его палитра – тёплые, тёмно-коричневые краски стали холоднее и бледнее.


Талантливый юноша быстро сделался известным и получил постоянный доход. Уже через 9 лет, в 1640 году Доу купил за 2 000 гульденов дом, где он работал и жил до самой смерти.


Герард Доу. Врач. 1653 // Музей истории искусств, Вена, Австрия
Герард Доу. Врач. 1653 // Музей истории искусств, Вена, Австрия

Герард Доу писал в разных жанрах: исторические картины, натюрморты, жанровые сцены, портреты и обнажённую натуру, что было очень необычно для голландского художника XVII века.


Молодая дама за туалетом. 1667 // Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды

Голландская домохозяйка. 1650 // Лувр, Париж, Франция


Самыми популярными были его картины небольшого формата -скрупулёзно прописанные жанровые сцены, изображающие людей, занимающихся каким-либо домашним делом.

Герард Доу любил использовать композиционный приём «рама внутри рамы» и поэтому его картины называют «нишевыми». Чаще всего это изображения женщин за различными занятиями, но однажды художник изобразил… кошку. Доу посадил её в центре композиции. Взгляд животного устремлен за пределы картины, кошка за кем-то наблюдает, её прозрачные глаза блестят, мягкая шерсть лоснится. Для создания иллюзии реального окна Герард Доу приподнял драпировку, чтобы зрители могли увидеть художника, стоящего в тёмной глубине комнаты за мольбертом.


Герард Доу. Кошка, присевшая на подоконник в мастерской художника. 1657 // Лейденская коллекция, Нью-Йорк
Герард Доу. Кошка, присевшая на подоконник в мастерской художника. 1657 // Лейденская коллекция, Нью-Йорк

Доу, как и его последователи из школы «изысканных художников», очень тщательно работал кистью, внимательно изучая объекты, которые писал, со всеми их деталями. Именно многочисленные и точно воспроизведённые детали стали характерной особенностью Герарда. Его знаменитая картина «Девушка, нарезающая лук», очень маленького размера, всего 20,9 х 16,8 см. Но какая удивительная детализация каждой малюсенькой луковички!


Герард Доу. Девушка, режущая лук. 1646 // Королевское художественное собрание, Лондон, Великобритания
Герард Доу. Девушка, режущая лук. 1646 // Королевское художественное собрание, Лондон, Великобритания

Доу использовал для работы увеличительное стекло, а также собственноручно изготовленные тончайшие кисти. Его живопись филигранна, а поверхность полотен выглядит абсолютно гладкой, как будто отполированной.


Проблем с заказчиками у Доу не было никогда. В 1641 году агент шведской королевы Кристины, дипломат Питер Спиринг назначил Доу солидную годовую пенсию в размере 500 гульденов, чтобы сохранить за собой право купить любое произведение художника.


Герард Доу. Отшельник. 1664 // Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды
Герард Доу. Отшельник. 1664 // Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды

Помимо того, что картины Доу попали ко двору королевы Кристины (1626-1689) в Стокгольме, художник получил королевское признание и в Лондоне, поскольку две его работы были частью знаменитого «Голландского подарка», который Голландская республика преподнесла королю Карлу II (1630-1665) после его восстановления на троне Англии в 1660 году.


Козимо III Медичи (1642-1723) тоже восхищался работами Доу. Согласно его путевому дневнику, он посетил мастерскую художника в Лейдене 23 июня 1669 года, а позднее, когда Козимо стал Великим герцогом Тосканы, он поручил своему амстердамскому агенту заказать работы именно Герарду Доу.


Лавка бакалейщицы. 1672 // Королевское художественное собрание, Лондон

Герард Доу. Автопортрет. 1640-1650 // Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды


Цены на картины Доу были настолько высоки, что в 1669 году даже городской совет Лейдена не решился заказать у художника картину. За работу размером чуть больше ладони Доу получал 1000 и более гульденов. Качество его живописных работ было чрезвычайно высоко, а репутация безупречна. Герард брал очень высокую почасовую оплату в размере шести гульденов (обычный художник в то время получал около одного гульдена). Если учесть педантичную, очень неспешную манеру работы Доу, то такая почасовая оплата значительно увеличивала стоимость его произведений. Однако, в Лейдене (и не только) находились любители искусства, желающие и имеющие возможность платить такие большие суммы за работы художника.


Герард Доу. Купальщица. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Герард Доу. Купальщица. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Естественно, слава и успех Доу привлекли множество учеников, самый талантливый из которых, Франс ван Миерис (1635-81), со временем стал соперником своего мастера.

Доу умер в начале 1675 года и был похоронен в Питерскерке, в Лейдене.


Герард Доу. Автопортрет. 1640 // Галерея Уилсона, Челтнем, Великобритания
Герард Доу. Автопортрет. 1640

Творчество Герарда Доу имело огромное влияние на голландское искусство. Художник основал школу живописи, которая процветала вплоть до XVIII века. В течение долгого времени он был самым признанным голландским художником Золотого века, как на родине, так и за рубежом.

 

Герард Доу. Автопортрет. 1640 // Галерея Уилсона, Челтнем, Великобритания

 

Однако примерно в середине XIX столетия, с появлением импрессионизма и возвращением популярности таких художников как Франс Хальс (1582/83-1666) и Ян Вермеер (1632-1675), интерес к творчеству Доу стал ослабевать, его стиль даже называли бессодержательным и мелочным.


Художник долгое время был несправедливо забыт, но со второй половины XX века отношение к творчеству Доу изменилось – теперь стоимость его работ на аукционах весьма высока, а его картины являются гордостью крупнейших музеев мира и частных коллекций.//SA

Comments


bottom of page