top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Франсиско де Сурбаран – «почётный живописец Севильи»


Франсиско де Сурбаран. Мадонна Милосердия. 1655 // Музей изящных искусств, Севилья
Франсиско де Сурбаран. Мадонна Милосердия. 1655 // Музей изящных искусств, Севилья

Этот испанский художник XVII века был главным живописцем Севильи, прославленным и почитаемым, но в последние годы жизни о нём забыли и оставили умирать в нищете.


В 2023 году исполняется 425 лет со дня рождения испанского живописца Франсиско де Сурбарана


Франсиско де Сурбаран (1598-1664)

Предполагаемый автопортрет Сурбарана. Деталь картины «Апостол Лука-живописец перед Распятием» (1630—1639, Прадо)
Предполагаемый автопортрет Сурбарана

Сегодня Франсиско де Сурбаран (1598-1664) является признанным мастером барокко XVII века, один из великих художников испанского «золотого века».Спустя два столетия после его смерти работы Сурбарана вдохновляли Жана Франсуа Милле (1814-1875), Гюстава Курбе (1819-1877), Теодюля Рибо (1839-1916) и многих других.


 

Предполагаемый автопортрет Сурбарана. Деталь картины «Апостол Лука-живописец перед Распятием» (1630-1639, Прадо)

 

Франсиско де Сурбаран родился в самом конце XVI века в небольшом испанском городке Фуэнте-де-Кантос в семье купца Луиса де Сурбарана и Исабель Маркес. О его детстве известно немного, но, учитывая то, что в 1614 году отец отправил его учиться живописи в Севилью, весьма вероятно, что Франсиско уже в раннем возрасте проявил явные способности к рисованию.


Под руководством живописца Диаса де Вильянуэвы (1564-1654) Сурбаран общался с ведущими художниками того времени, в том числе с Франсиско Эррерой Старшим (1576-1656), который считается основателем севильской школы живописи. Именно в Севилье у Сурбарана завязалась дружба с Диего Веласкесом (1599-1660), который тоже учился у Эрреры. Это была дружба на всю жизнь.


Франсиско де Сурбаран. Явление апостола Петра святому Петру Ноласко. 1629 // Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
Явление апостола Петра святому Петру Ноласко. 1629 // Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания

Веласкес работал исключительно для королевского двора в Мадриде, а Сурбаран (до того, как присоединиться к своему другу в конце карьеры) создавал произведения на религиозные сюжеты для своих покровителей на юге (в центре) Испании. Мастерские Севильи были в то время чрезвычайно загружены из-за возросшего желания религиозных орденов украсить свои новые церкви и обновить декор уже существующих храмов в соответствии с требованиями Тридентского собора (1545). Выполняя эти заказы, Сурбаран осваивал мастерство живописца. На протяжении всей своей творческой деятельности Франсиско обращался к религиозной тематике, но историки до сих пор не могут сказать точно, был ли сам художник верующим человеком.


Франсиско де Сурбаран. Апофеоз святого Фомы Аквинского. 1631 // Музей изящных искусств, Севилья, Испания
Апофеоз святого Фомы Аквинского. 1631 // Музей изящных искусств, Севилья, Испания

С самого начала карьеры Сурбаран получал от влиятельных религиозных организаций крупные заказы. В 1626 году он создал 14 картин для Доминиканского ордена в Севилье, в 1628 году получил заказ на серию из 22 картин о жизни местного святого Петра Ноласко. Чтобы выполнить этот большой заказ, Сурбаран переехал в Севилью и жил в монастыре вместе со своими помощниками, а затем, получив обещание о продолжении работы, перевез в город и свою семью.


Франсиско де Сурбаран. Видение блаженного Алонсо Родригеса. 1630 // Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид, Испания
Видение блаженного Алонсо Родригеса

В Севилье художник быстро стал независимым и влиятельным. В 1630 году Сурбаран даже отказался сдавать экзамен, необходимый для вступления в Севильскую гильдию живописцев – он не желал подчиняться требованиям городской художественной элиты. Но в то время его авторитет был уже настолько высок, что городской совет присвоил Сурбарану титул «почётного живописца Севильи» и продолжил поддерживать его, считая, что Севилье необходим этот яркий, талантливый художник.

 

Франсиско де Сурбаран. Видение блаженного Алонсо Родригеса. 1630 // Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид, Испания

 

Выполняя заказы городских властей, Сурбаран продолжал работать и с монашескими орденами. Знаменитое полотно «Видение блаженного Алонсо Родригеса» он написал для иезуитов, а «Апофеоз святого Фомы Аквинского» для францисканцев.


Однажды художника пригласили в Мадрид, где он взялся за оформление Большого зала королевского дворца. В гостях у своего старого друга Веласкеса, руководившего этим проектом, он работал над мифологическими картинами, изображающими подвиги Геракла.

В последнее десятилетие жизни Сурбарана его слава в любимой Севилье сильно померкла, а стиль утратил популярность. Появился новый талантливый художник молодой Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682), который становился всё более знаменитым. Стремясь сменить обстановку, Сурбаран в мае 1658 года перевез свою семью в Мадрид. Там он получил несколько королевских заказов, а также просьбы от частных меценатов, однако прежний успех вернуть ему не удалось.


Иногда Сурбаран создавал картины, разительно отличающиеся от пышных полотен в духе христианского мистицизма. Франсиско писал удивительно лаконичные, строго и логично выстроенные натюрморты. Они восхищают своей простотой, спокойствием и изысканностью.


Сурбаран. Натюрморт с четырьмя сосудами. 1650 // Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
Натюрморт с четырьмя сосудами. 1650 // Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско де Сурбаран. Тарелка с лимонами, корзина с апельсинами и роза на блюдце. 1633 // Музей Нортона Саймона, Пасадина
Тарелка с лимонами, корзина с апельсинами и роза на блюдце. 1633 // Музей Нортона Саймона, Пасадина

В 1635-1640 годах Сурбаран создал картину «Благословляющий Младенец Христос». Этот шедевр когда-то украшал дверцы живописного алтаря Святого Иосифа в монастыре Тринидад Кальсада. Изображение Христа на картинах обычно сочетает в себе две стороны человеческую и божественную.


Благословляющий Младенец Христос. 1635-1640 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Благословляющий Младенец Христос

Сурбаран сосредоточился именно на человеческой природе, передав её с нежностью и теплотой, но без сентиментальности. Его Младенец Христос доверчиво смотрит на зрителя, у него милое простодушное личико искреннего и чистого ребенка.

Франсиско де Сурбаран.


 

Благословляющий Младенец Христос. 1635-1640 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

 

Несмотря на то, что картина имеет небольшие размеры, Сурбаран внёс в неё черты, свойственные монументальным изображениям  низкий горизонт увеличивает детскую фигурку, Младенец показан в полный рост и занимает всю поверхность полотна, нет никаких отвлекающих деталей, только золотой, сияющий, как на иконах, облачный фон.


В конце 1650-х годов, на закате своей славы, Сурбаран вновь обратился к детским образам и написал картины, лишённые монументальности и величественности, но полные тепла и душевности. Это были полотна, изображающие детство Девы Марии.


Франсиско де Сурбаран. Детство Девы Марии. 1630 // Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Франсиско де Сурбаран. Детство Девы Марии. 1630 // Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Еще в 1630 году Франсиско написал Деву Марию в детстве. Но тогда маленькую Марию окружали сложные драпировки, а цветы имели символическое значение: белые лилии – чистота и непорочность, розы – символ любви и земного пути Богородицы. Её невероятно большие, выразительные глаза были молитвенно обращены вверх и встречали благословение небес через бесплотных ангелов, образующих круг.


Эта картина Сурбарана была полна религиозного пафоса и возвышенных чувств.

Подобные изображения служили образцами идеального поведения для молодых девушек, побуждая их быть набожными и заниматься домашними делами.


Франсиско Сурбаран. Уснувшая юная Дева Мария. 1655 // Фонд Банко Сантандера
Франсиско Сурбаран. Уснувшая юная Дева Мария. 1655 // Фонд Банко Сантандера

В 1655 году Сурбаран написал уже совсем другую Марию, более земную. Она показана спящей. Её поза и выражение лица естественны и по-детски милы. О том, что перед нами Дева, можно догадаться по легкому свечению вокруг её головы, присутствию лилий и роз. Красная гвоздика, стоящая в вазе, тоже ассоциируется с Богородицей. Согласно одной легенде, гвоздика появилась из её слёз. Она символизирует кровь Христа и чистую любовь Девы Марии.


Самая поздняя картина с изображением маленькой Марии «Отрочество Богоматери» («Отрочество Мадонны») хранится в Эрмитаже. Считается, что моделью послужила шестилетняя дочь Сурбарана Мануэла. На картине изображена сидящая на деревянном стуле девочка в красном платье. У нее румяное круглое личико с широко раскрытыми, блестящими и серьёзными глазами. По-детски пухлые ладошки сложены в молитвенном жесте. Художник написал маленькую Марию без слащавости и вместе с любованием её детскостью сумел передать её благочестие и направленность к богу. Маленькая Мария на картине Сурбарана с неземной кротостью подняла глаза к небу, её лицо озарено божественным светом, а вокруг её головы пока ещё не нимб, но нежное свечение.


Франсиско де Сурбаран. Отрочество Богоматери («Отрочество Мадонны»). 1658-1660 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Отрочество Богоматери («Отрочество Мадонны»). 1658-1660 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

В начале 1660-х годов здоровье Сурбарана сильно ухудшилось. Приблизительно в 1662 году он был вынужден прекратить работу над картинами, что привело его к бедности. Тяжелое финансовое положение художника отразилось в его завещании, которое было очень коротким Франсиско почти нечего было оставить своим наследникам, к тому же они должны были выплатить его долги.


После смерти «почётного севильского художника» о нём быстро забыли. Мощный, монументальный стиль Сурбарана не вписывался в эстетику рококо XVIII века, к тому же многие его лучшие работы были скрыты от глаз в монастырях и церквях.


Однако постепенно положение изменилось и в начале XIX века его творчество вновь получило заслуженное признание.

Большую роль в этом сыграли два исторических события Пенинсульская война (1808-1814 гг.), во время которой французские генералы разграбили церкви и монастыри Андалусии и вывезли картины в свои частные коллекции, и закон о секуляризации 1835 года, в соответствии с которым были изъяты монастырские сокровища. Эти события способствовали тому, что мир узнал о творчестве Франсиско де Сурбарана.//SA

Comments


bottom of page