top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Французский пейзажист Юбер Робер – «Робер из руин»


Юбер Робер. Пейзаж с каменным мостом. 1780-е гг. // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Юбер Робер. Пейзаж с каменным мостом. 1780-е гг. // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Во второй половине XVIII-начале XIX вв. пейзажи этого французского художника были чрезвычайно популярны не только во Франции и других странах Европы, но и в России.


Граф Александр Сергеевич Строганов был его другом и подарил картины французского пейзажиста Екатерине II. Работы художника с удовольствием приобретали Павел I, Александр I, Демидовы, Юсуповы, Воронцовы, Голицыны.


В 2023 году исполняется 290 лет со дня рождения французского художника Юбера Робера


Юбер Робер

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Юбера Робера. 1788 // Лувр, Париж, Франция
Портрет Юбера Робера. 1788

Юбер Робер (1733-1808) – художник-пейзажист, живописец парков и садов, декоратор. Он любил писать величественные руины древних храмов. За страстное увлечение античными развалинами художника называли – «Робер из руин». Его архитектурные пейзажи объединяли богатую фантазию и работу с натуры.

 

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Юбера Робера. 1788 // Лувр, Париж, Франция

 

Юбер Робер быстро получил официальное признание, был членом Парижской академии художеств, «почётным вольным общником» Петербургской академии художеств. Дени Дидро сказал о его картинах: «Что за прекрасные и величественные руины! Какая твёрдость и в то же время лёгкость, уверенность, непринуждённость кисти!» Известная французская портретистка Элизабет Виже-Лебрен вспоминала: «Из всех художников, которых я знаю, Робер был самым популярным».


Юбер Робер. Колизей. 1780-1790-е гг. // Музей Прадо, Мадрид, Испания
Юбер Робер. Колизей. 1780-1790-е гг. // Музей Прадо, Мадрид, Испания

Юбер Робер родился в Париже в 1733 году. Его первый учитель-скульптор Мишель-Анже Слодтц (1705-1764) был знатоком античности и сумел передать своему ученику любовь к классической древности.


В 21 год Юбер, благодаря покровительству французского посла графа Шуазеля, оказался в Риме. Здесь он работал под руководством мастера архитектурного пейзажа Джованни Паоло Панини (1691-1765) и прислушивался к советам знаменитого Джованни Батиста Пиранези (1720-1778). Именно под влиянием Пиранези Робер стал «живописцем руин».

Древний город восхищал молодого художника. На одном из своих рисунков Юбер написал: «Рим, даже будучи разрушенным, учит». Он был впечатлён римскими контрастами – современные строения соседствовали с величественными руинами, на Форуме паслись коровы, рабочие тащили только что найденную античную статую – эпохи фантастически сплетались в обычной городской жизни.


Юбер Робер. Бассейн для купания. 1777-1780 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Юбер Робер. Бассейн для купания. 1777-1780 // Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

В Италии Юбер начал писать этюды на открытом воздухе и сделал огромное количество рисунков, которые позже использовал для создания больших картин. Он увлечённо зарисовывал всё, что видел вокруг и так погружался в процесс, что иногда не замечал опасность. Однажды его чуть не раздавило обрушившейся стеной древнего здания.


Юбер Робер. Художники. 1790 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Юбер Робер. Художники. 1790 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Робер был жизнерадостным человеком, любившим всевозможные развлечения, общение и сильные ощущения. Существуют легенды о том, как Юбер прогуливался по карнизу купола собора Святого Петра и о том, как художник установил на вершине Колизея крест, за что римский папа назвал его Дьяволом.


В 1756 году Юбер познакомился с приехавшим в Рим Жаном-Оноре Фрагонаром (1732-1806), который тоже увлёкся рисованием античных руин на открытом воздухе. Но для Фрагонара всегда важнее были человеческие фигуры, лица. Юбер же интересовался тем, что окружало людей – природой, древней архитектурой и их гармоничным сосуществованием.

В Риме Робер получил свои первые заказы, а в 1765 году вернулся в Париж уже признанным художником. Вскоре Юберу присудили звание академика, давшее ему возможность принимать участие в Салонах. В 1767 году художник выставил в Салоне несколько картин с античными руинами. Успех был ошеломляющий. Сам Дени Дидро назвал Юбера Робера новой надеждой французского искусства.


Юбер Робер. Руины римской бани с прачками. Около 1766 // Художественный музей, Филадельфия, США
Руины римской бани с прачками
 

Юбер Робер. Руины римской бани с прачками. Около 1766 // Художественный музей, Филадельфия, США

 

Тема руин, так вдохновлявшая Юбера Робера, в то время была в моде. Во второй половине XVIII века начался период увлечения античностью. Этому немало способствовал вышедший в 1764 году классический труд немецкого историка искусства И. Винкельмана «История искусства древности» и, конечно, раскопки в Помпеях и Геркулануме. Картины Робера пользовались большим успехом и получали на выставках восторженные отзывы.


Юбер Робер отличался от других художников, пишущих архитектурные пейзажи тем, что, в отличие от них, не стремился к точности воспроизведения архитектурных деталей. Ему было важно другое – гармония природы и разрушенных зданий. Его живопись мягкая, светлая, прозрачная, в ней нет сухости и жёстких линий. Античные руины Робера – часть природы, они выглядят естественно, как природное явление. На его картинах всегда множество человеческих фигур, легко и непринужденно действующих, живущих среди руин. В окружении античных развалин прачки стирают бельё в великолепных бассейнах и сушат его здесь же, у древних стен, тут же играют дети, бродят нищие. На картине «Художники» Робер изобразил себя, стоящим за мольбертом среди классических развалин.


Руины с обелиском вдали. 1775 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

Вид фонтана Аполлона в садах Версаля. 1774-1775 // Музей дворца, Версаль, Франция

Вход в сады Версаля (Вырубка деревьев в садах Версаля). 1777 // Музей дворца, Версаль, Франция

Пейзаж с обелиском. 1789-1791 гг. // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия


В середине 1770-х годов Робер успешно пробовал себя в новых областях – декорировании интерьеров и реформировании французского садово-паркого искусства.


В то время во Франции началось увлечение английскими пейзажными парками. Эстетика пейзажного парка, иллюзия дикой природы, созданная человеком, была очень понятна Юберу. Он восхищался идеями Руссо, но противопоставление «природа-цивилизация» не было близко художнику. В творчестве Юбера Робера природа, человек и архитектура гармонично сливались в единое целое. В 1775 году Людовик XVI пригласил Юбера для переустройства парка в Версале. За работу в Версале в 1779 году художник получил звание «рисовальщика королевских садов». Для создания нового парка необходимо было срубить старые деревья. По желанию Людовика XVI это событие Робер запечатлел на своих картинах.


Французская знать начала приглашать художника в свои загородные имения, Робер с трудом успевал выполнять многочисленные заказы. В России в стиле Юбера Робера устроены парки в Павловске, в усадьбах Никольское-Урюпино и Архангельское.

В 1780-х годах тема живописных руин оставалась главной в творчестве Робера. Полотна этого периода посвящены античной архитектуре Франции («Пон-дю-Гар», «Интерьер храма Дианы в Ниме», «Триумфальная арка и амфитеатр в Оранже»). В это же время художник создавал декоративные панно большого формата («Пейзаж с обелиском», «Бродячие артисты»).



Бродячие артисты. 1780-е гг. // Метрополитен музей, Нью-Йорк, США

Пон-дю-Гар. 1780- е гг. // Лувр, Париж, Франция

Триумфальная арка и амфитеатр в Оранже. 1787 // Лувр, Париж, Франция

Интерьер храма Дианы в Ниме. 1783 // Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид


В 1784 году Робер стал первым главным хранителем Лувра. Именно ему музей обязан решением проблемы с освещением галереи верхним светом, что для того времени было новшеством.

Юбер Робер. Праздник весны. 1794 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Праздник весны
 

Юбер Робер. Праздник весны. 1794 // ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

 

Революционные события 1789 года изменили жизнь художника. Он не уехал из страны как многие его друзья и следил за событиями, находясь в Париже. В 1893 году Робера арестовали в качестве «подозрительного» и отправили сначала в тюрьму Сен-Пелажи, а потом в Сен-Лазар. Художник не переставал писать и в тюрьме. Он создал более 50 картин маслом, большинство из которых посвящены жизни заключённых. В Сен-Лазаре была написана картина «Праздник весны».


Из тюрьмы Робер вышел после событий 9 термидора 1794 года и сразу же приступил к работе: написал множество декоративных полотен, представил в Салон 1796 года картину «Проект оформления Большой галереи Лувра».


Юбер Робер. Проект оформления Большой галереи Лувра, 1796 // Лувр, Париж, Франция
Проект оформления Большой галереи Лувра, 1796 // Лувр, Париж, Франция

1890-е годы были счастливым периодом в творчестве Юбера Робера. Он много и плодотворно писал, декорировал салон мадам Рекамье, отбирал картины для апартаментов Жозефины.


В 1802 году Петербургская Академия художеств избрала Юбера Робера «почётным вольным общником». Александр Бенуа назвал его самым пленительным из чародеев-живописцев, одним из подлинных «сынов гармонии».

В 1808 году Юбер Робер внезапно умер с кистью в руках в своей мастерской.

Наследие художника огромно: около тысячи картин и десяти тысяч рисунков. Его произведения хранятся в Лувре и многих других музеях Европы, США, Канады и Австралии. В собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге находятся 52 картины Робера.//SA

Comments


bottom of page