
В 2023 году исполняется 170 лет со дня рождения швейцарского художника Фердинанда Ходлера.
Символизм, возникший во второй половине XIX столетия, был художественным и литературным течением, раскрывавшим идеи через символы. Живопись символистов обращала внимание на смысл, скрытый за линиями, формами и цветами. Символисты были против научных теорий и эстетики реализма, распространившихся в XIX веке. Их интересовало духовное, воображаемое.
Имя Фердинанда Ходлера (1853-1918) часто ассоциируется с символизмом, поскольку целью его творчества было не буквальное выражение идеи, а живописное изображение глубинной реальности.
Прорыв в символизм произошел для Ходлера в 1889 году, когда художник написал свою знаменитую картину «Ночь». Это, пожалуй, его самая мощная по силе воздействия композиция, которая принесла художнику первый большой успех за пределами Швейцарии.
В 1890-х годах Ходлер создал серию символистских полотен, посвящённых фундаментальным вопросам бытия: «День» (1899-1990), «Уставшие от жизни» (1892) «Разочарованные души» (1892), «Избранник» (1893-1894) и другие. Эти картины наполнены символами жизни и смерти, веры и надежды.
В швейцарской живописи Фердинанд Ходлер занимает отдельное место. Он был слишком сам по себе – художник-философ. Ходлер не создал школы, но, тем не менее, оказал мощное влияние на целое поколение немецких и австрийских экспрессионистов.
Фердинанд Ходлер не сразу стал символистом. Его ранние работы написаны в духе благочестивого швейцарского академизма и местной традиции пейзажной живописи. Всю свою жизнь Ходлер уважал и помнил своего учителя, швейцарского пейзажиста и педагога Бартелеми Менна (1815-1893), который привил ему любовь к отточенному рисунку и строгому контуру.

Картина «Ночь» (1899) стала поворотным моментом в творчестве Ходлера – именно с этой работы начался переход художника к символизму.
На полотне «Ночь» изображены мужские и женские фигуры, спящие в разных позах. Привлекает внимание фигура мужчины в центре картины – он внезапно проснулся и с ужасом увидел призрак смерти, усевшийся прямо на него. Страх смерти преследовал Ходлера с самого детства. Фердинанд рано остался сиротой, одного за другим потеряв всех своих родных и был очень хорошо знаком с этим пугающим существом.
Для женских фигур художнику позировали его первая жена Берта Стукки (одиноко лежащая слева) и любовница Августина Дюпен (справа, изображённая со спины).
Все мужские персонажи на этом полотне в той или иной степени имеют сходство с художником. Можно сказать, что это автопортреты Ходлера, показывающие различные состояния его души.
На раме картины Ходлер написал: «Более чем один, кто спокойно отправился спать вечером, не пробудится на следующее утро». Это высказывание французского поэта-лирика XVIII века Шарля-Франсуа Панара (1689-1765).


Многие искусствоведы обращают внимание на связь между «Ночью» Ходлера и несколькими версиями картины «Ночной кошмар» швейцарского художника XVIII века Генриха Фюссли (1741-1825), предшественника европейских романтиков и викторианской сказочной живописи второй половины XIX века. Этот художник тяготел к мрачным фантазиям и пугающим сюжетам. Ассоциации, действительно, возникают. Но у Фюссли на полотне настоящая ночь и его кошмар – всего лишь сон, который уже не будет беспокоить, когда начнётся день. У Ходлера всё не так очевидно и гораздо более многозначно.
Мэр Женевы пришёл в негодование, увидев «Ночь» Ходлера на муниципальной выставке 1891 года. Картина была воспринята швейцарской публикой как вызывающая и совершенно неприличная. К тому же полотно было большого размера (1м на 3 м). Публика привыкла видеть только исторические или религиозные полотна такого масштаба, а здесь – обнажённые люди, спящие как попало!
Ходлеру пришлось выставить свою картину в отдельном здании. Негативная реакция швейцарцев вынудила художника отправить работу в Париж для участия в Салоне Марсова поля 1891 года. Во французской столице «Ночь» была принята с восторгом! Её высоко оценили художник-символист и председатель жюри Салона Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) и скульптор Огюст Роден (1840-1917). В 1900 году картина была выставлена на Всемирной выставке в Париже вместе с тремя другими полотнами Ходлера («Разочарованные души», «День I», «Эвритмия») и получила золотую медаль.

Успех «Ночи» в столице искусства привел к росту международной славы швейцарского художника. В 1892 году Фердинанд Ходлер был вновь приглашён в Париж для участия в первом Салоне «Роза+Крест». Организатором этой выставки был эксцентричный французский писатель, критик и эзотерик Жозефен Пеладан (1858-1918).
Склонный к мистике Пеладан и группа художников-символистов следовали убеждениям легендарного провидца XV века Христиана Розенкрейца (1378-1484). В 1891 году Пеладан основал «Орден Розы и католического Креста, Храма и Грааля», смешав две традиции (розенкрейцеров и тамплиеров) и добавив образы из цикла о рыцарях Круглого Стола. Принимая посвящение, адепты Ордена приносили клятву: «…искать, восхищаться и любить Красоту на путях искусства и мистерии…»
Основной целью своей деятельности Жозефен Пеладан считал «преодоление европейского материализма» и утверждал, что для этого необходимо «продвижение искусств особого, эзотерического толка», так называемых «идеалистических искусств».


Основатель Салона «Роза+Крест» увлекался загадочным, мистическим направлением символизма и пропагандировал символистское искусство. Пеладан писал: «Символизм есть язык, в котором проявляется Слово. От цивилизации к цивилизации Слово остается одним и тем же, а символ меняется».
Сюжеты картин, выставлявшихся в Салоне возрождённого братства розенкрейцеров, были аллегорическими, мифическими, религиозными. Их переполняли символы, бесплотные женщины, андрогины и фантастические чудовища. Художники группы «Роза+Крест» любили изображать Орфея, тяготели к искусству раннего итальянского Возрождения и стремились вызвать у зрителей визионерские состояния.

В Салонах «Роза+ Крест» выставлялись такие известные художники как швейцарец Арнольд Бёклин (1827-1901), Жан Дельвиль (1867-1953), Карлос Швабе (1866-1926), Ян Тоороп (1858-1928).
Карлос Швабе. Афиша Салона «Роза+Крест», 1892 // Национальный музей изящных искусств, Рио-де-Жанейро, Бразилия
Салон просуществовал недолго (1892-1897), но был точкой притяжения для многих художников-символистов из Европы и США.
Первый Салон «Роза+Крест», в котором принял участие Ходлер, проходил в галерее известного торговца картинами и коллекционера Поля Дюран-Рюэля (1831-1922). Швейцарский художник представил полотно «Разочарованные души».
На картине изображены пять мужчин. Они сидят рядом друг с другом на длинной белой скамье и одеты в одинаковые чёрные одеяния. Их позы и жесты различны, но все они выражают одно и то же – покорное отчаяние. Несмотря на то, что они сидят рядом, между ними нет никакого очевидного взаимодействия. Это полотно рассказывает о встрече с неизбежным, раскрывает тему скорби и печали. Мужчины на картине не общаются между собой, каждый из них поглощён своим отчаянием. Но благодаря симметричному изображению их поз создаётся ощущение, что горе объединяет этих людей и они разделяют общее бремя. Пустынный пейзаж за их спинами усиливает ощущение меланхолии.

В своей зрелой живописи Фердинанд Ходлер стремился показать идею, скрытую за реальным обликом вещей, раскрыть их глубинную сущность. Такой очевидный символизм сделал художника прекрасным кандидатом на участие в Салонах "Роза+Крест». Ходлер выставлялся и во втором Салоне (с небольшой картиной «Поклонение»), но позже принял решение больше не участвовать в выставках парижских мистических символистов.
Безусловно, Ходлеру была близка древняя формула розенкрейцеров - «Красота+Идея+Тайна». Он разделял некоторые идеи Жозефена Пеладана: мысль об индивидуализме художника, выражающем собственное «Я»; восприятие занятий искусством как формы религиозного служения. Однако, в настоящее время нет никаких доказательств, что Ходлер следовал учению розенкрейцеров. Вероятнее всего, связь Фердинанда Ходлера с мистическим братством была нужна художнику исключительно для того, чтобы утвердиться в Париже и не имела никакой глубокой идеологической основы. Он был очень самостоятельно мыслящим художником и не мог долго находиться под влиянием какой-либо группы.

В Швейцарии полотна Фердинанда Ходлера можно увидеть в музеях Базеля, Берна, Женевы и Цюриха.//SA
コメント