top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Джованни Джакометти: для художника всё существует благодаря свету


Джованни Джакометти. Автопортрет. 1899 – Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
Джованни Джакометти. Автопортрет. 1899 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария

Этот швейцарский художник гораздо менее известен, чем его сыновья – скульптор Альберто и дизайнер Диего, но, однако, он был значительной фигурой в живописи Швейцарии начала XX века. Вместе с Фердинандом Ходлером, Куно Амье и Феликсом Валлоттоном он развивал авангард в швейцарском искусстве.


7 марта 2023 года исполнилось 150 лет со дня рождения швейцарского художника Джованни Джакометти


Джованни Джакометти (1868-1933)

Большое влияние на его творчество оказали французские импрессионисты, итальянец Джованни Сегантини и голландец Винсент Ван Гог. Джованни Джакометти был мастером пейзажа, создавал портреты и графические работы. Он умел передать красоту швейцарской природы, используя смелые и необычные цветовые сочетания, наполняя свои картины ярким солнечным светом. Даже его зимние пейзажи не выглядят холодными благодаря яркости красок и солнечному теплу. Джованни Джакометти писал, что хочет «проникнуть в суть цветного света», и был убеждён, что «борьба за улавливание света» является главной «движущей силой» его творчества.


Джованни Джакометти. Вид на Каполаго и озеро Зильс. 1927 // Частная коллекция
Джованни Джакометти. Вид на Каполаго и озеро Зильс. 1927 // Частная коллекция

Джованни Джакометти (1868-1933) родился в швейцарском кантоне Граубюнден, в деревушке Стампа, расположенной в долине Брегалья. Он был четвёртым из восьмерых детей в семье пекаря, начальное образование получил в Куре. Ещё в детстве Джованни проявил интерес к искусству, а со временем стал одним из реформаторов живописи в Швейцарии.


Джованни Джакометти. Боргоново весной. 1900 // Частная коллекция
Джованни Джакометти. Боргоново весной. 1900 // Частная коллекция

В юности Джакометти познакомился с другим талантливым швейцарским художником – Куно Амье (1868-1961). Друзья вместе изучали живопись в Мюнхене, а позже в Академии Жюлиана в Париже. Однако Джакометти пришлось покинуть Францию из-за финансовых трудностей. Молодой художник совершил небольшое путешествие по Италии и вернулся на родину, где в Брегалье встретился с итальянским живописцем Джованни Сегантини (1858-1899), оказавшим мощное влияние на всё творчество Джакометти.


До знакомства с ним Джованни придерживался традиционных живописных приемов, но Сегантини перевернул его представления о живописи, открыв для Джакометти возможности техники дивизионизма (техника живописного мазка, при которой отдельные цвета располагаются рядом друг с другом без смешивания), позволявшей уловить неповторимую атмосферу местного пейзажа.


Джованни был поражён манерой письма итальянского художника, его гениальной работой со светом, благодаря которой природа на полотнах Сегантини выглядела первозданной и эпически прекрасной.

Джованни Сегантини писал пейзажи только с натуры. Восхищённый Джакометти последовал примеру итальянского художника.


Джованни Джакометти. Сенокос. Женщины в поле. 1898 – Частная коллекция
Джованни Джакометти. Сенокос. Женщины в поле. 1898 – Частная коллекция

Так, благодаря встрече с Сегантини в начале 1890-х годов, Джованни не только преодолел творческий и личный кризис, но и нашёл свой собственный живописный стиль.


Джованни Джакометти. Автопортрет. 1899 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария
Джованни Джакометти. Автопортрет

В музее искусства и истории в Женеве хранится замечательный «Автопортрет» (1899) Джакометти. Он был написан из окна отеля Piz Duan в Стампе, семейного пансиона и места рождения художника.

 

Джованни Джакометти. Автопортрет. 1899 // Музей искусства и истории, Женева, Швейцария

 

Портрет небольшого размера, но производит впечатление монументальности. Джакометти писал о нём своему другу Куно Амье: «…Никогда прежде я не придавал краскам лица столько жизни и яркости».


Справа вдали на полотне видна похоронная процессия. Возможно, это воспоминание о внезапно ушедшем из жизни учителе. А, может быть, Джакометти был вдохновлён альпийским триптихом Джованни Сегантини «Природа. Жизнь. Смерть», который увидел во время их последней встречи в сентябре 1899 года. Сегантини умер менее чем через месяц.

«Автопортрет» Джакометти был представлен на XVII Городской выставке изящных искусств в 1901 году, и картина была приобретена Административным советом города Женевы.



Джованни Сегантини. Альпийский триптих. Природа (Становление).  1898-1899гг. // Музей Сегантини, Санкт-Мориц, Швейцария
Альпийский триптих. Природа (Становление). 1898-1899гг. // Музей Сегантини, Санкт-Мориц, Швейцария
Джованни Сегантини. Альпийский триптих. Жизнь (Бытие).  1898-1899гг. // Музей Сегантини, Санкт-Мориц, Швейцария
Альпийский триптих. Жизнь (Бытие). 1898-1899гг. // Музей Сегантини, Санкт-Мориц, Швейцария
Джованни Сегантини. Альпийский триптих. Смерть (Исчезновение).  1898-1899гг. // Музей Сегантини, Санкт-Мориц, Швейцария
Альпийский триптих. Смерть (Исчезновение). 1898-1899гг. // Музей Сегантини, Санкт-Мориц, Швейцария

После внезапной смерти учителя Джакометти стал ещё более самостоятельным в своём творчестве. Постепенно художник ушёл от передачи света с помощью техники дивизионизма: короткие мазки кисти на его полотнах перестали быть отдельными цветными точками, слились и связались друг с другом. Но ещё долго его картины последующих лет своей фактурой и светом напоминали о Джованни Сегантини.


Джованни Джакометти. Цветение. 1900 // Художественная галерея Кура
Цветение. 1900 // Художественная галерея Кура

Одно из таких полотен – «Цветение» (1900) из Художественной галереи Кура. Влияние Сегантини еще заметно, но Джакометти уже ушёл от эпического настроя, свойственного итальянскому живописцу. На полотне, на фоне покрытых снегом горных вершин, в саду, сияющем солнечными бликами, под цветущим деревом стоит женщина с ребёнком на руках. Название картины звучит символично и напоминает аллегории, которые очень любил Джованни Сегантини, но здесь уже нет символистского преувеличения. Полотно воспринимается уже не как многозначительный символ материнства, а как изображение молодой матери в воскресном наряде и её малыша в белом одеянии, похожем на крестильное платье. Яркий свет, заливающий всё полотно, создаёт ощущение праздника.


Джованни Джакометти. Старое вишневое дерево. 1900 // Музей искусства и истории, Женева
Старое вишневое дерево. 1900 // Музей искусства и истории, Женева

Джованни очень любил зимние пейзажи. На картине «Первый снег» (1902), хранящейся в Художественной галерее Аргау, Джакометти с помощью талантливой работы с цветом и светом, открывает зрителю очарование зимы. Художник свободно разбросал по всему полотну цветные пятна и этот эффект создал ощущение ветреной погоды. Взгляд зрителя движется от снежного покрывала на переднем плане картины к ряду домов, чьи заснеженные крыши почти сливаются с горным пейзажем на заднем плане. Это Боргоново, место рождения жены Джованни – Аннетты. Здесь они жили с 1900 по 1905 год.


Джованни Джакометти. Первый снег. 1902 // Художественный музей Аргау, Арау, Швейцария
Первый снег. 1902 // Художественный музей Аргау, Арау, Швейцария
Джованни Джакометти. Пейзаж в Стампе. 1903 // Частная коллекция
Пейзаж в Стампе. 1903 // Частная коллекция

В начале XX века Джакометти и Куно Амье оказались под влиянием творчества Ван Гога, Гогена и художников-фовистов (фовизм – направление во французской живописи, стремившееся к созданию живописных образов с помощью ярких открытых цветов и контрастов).


Джованни Джакометти. Хлеб. 1908 // Базельский художественный музей
Хлеб. 1908 // Базельский художественный музей

Влияние Ван Гога на Джакометти прослеживается в характере мазков кисти, в любви к выразительным, ярким цветам. В художественной галерее Базеля хранится картина Джакометти «Хлеб» (1908). На этом полотне Джованни изобразил крестьянина, сидящего у холма с виноградником. Художник использовал здесь чистые, несмешанные цвета, чтобы создать радостное настроение. Крестьянин сел отдохнуть – он с удовольствием отрезает кусок хлеба, чтобы подкрепиться. Картина написана короткими мазками, похожими на запятые и штрихи. Настроением, манерой письма и сюжетом полотно очень напоминает картины Ван Гога.


Джованни Джакометти. Зима в горах. 1916 // Частная коллекция
Зима в горах. 1916 // Частная коллекция

В 1912 году Джакометти написал полотно «Солнечные пятна» («Солнечные блики»), достигнув вершины в своих поисках «цветного света».

На этой картине цветные пятна солнечного света производят фантастический эффект, трансформируя осязаемую реальность в исключительно оптическую игру света и цвета. Солнечный свет образует цветовые пятна не только в хорошо освещённых частях полотна, но и там, где лежит густая тень. Зелёный, красный, синий, жёлтый и фиолетовый цвета невероятно усиливаются и каждый цвет проявляется в различных оттенках. Например, синий цвет платья девушки, сидящей слева, изменяется от очень темно-синего до нейтрального кобальтово-синего и светло-бирюзового. Такие светоцветовые эффекты делают картину похожей на абстракцию. Это полотно считается одним из шедевров швейцарской живописи конца XIX – начала XX веков.


Джованни Джакометти. Солнечные пятна. 1912 // Художественная галерея Кура
Солнечные пятна. 1912 // Художественная галерея Кура

Поздние полотна Джованни Джакометти тоже очень смелые по колориту и контрастным сочетаниям цветов. Их иногда сравнивают с картинами Эдварда Мунка и Пьера Боннара, но они не несут в себе трагического смысла, сходство только внешнее.


Джованни Джакометти. Зимнее солнце. 1924 // Частная коллекция
Зимнее солнце. 1924 // Частная коллекция
Джованни Джакометти. Монте-Форно. 1921 // Частная коллекция
Джованни Джакометти. Монте-Форно. 1921 // Частная коллекция

В последнее десятилетие творчества глубокий интерес Джакометти к световым эффектам выразился в просторных пейзажах, полных воздуха и солнца, а люди и животные стали на полотнах лишь едва заметными персонажами. Яркий солнечный свет заставлял сады, горы, поля и людей сиять, дарил им сочные цветные тени.


Джованни Джакометти. Автопортрет на балконе. 1923 // Частная коллекция
Джованни Джакометти. Автопортрет на балконе

В последнее десятилетие творчества глубокий интерес Джакометти к световых эффектам выразился в просторных пейзажах, полных воздуха и солнца, а люди и животные стали на полотнах лишь едва заметными персонажами. Яркий солнечный свет заставлял сады, горы, поля и людей сиять, дарил им сочные цветные тени.

 

Джованни Джакометти. Автопортрет на балконе. 1923 // Частная коллекция

 

Джованни, и его друг, Куно Амье, всю жизнь увлечённо занимались изучением световых эффектов. Джакометти стремился передать меняющиеся условия освещения и усилить воздействие света и цвета с помощью характера мазков кисти и чистых, иногда взаимодополняющих цветов.


Джованни Джакометти. Озеро Зильс у Корвача. 1929 // Частная коллекция
Озеро Зильс у Корвача. 1929 // Частная коллекция

Он всегда уделял большое внимание именно свету. Яркий дневной, сумеречный вечерний, сияющий летний, тусклый зимний, темнота ночи или искусственный свет ламп и фонарей – свет не просто всегда присутствовал на его полотнах. Он придавал им смысл, создавал художественную реальность. Джованни Джакометти был убеждён, что «для художника все существует благодаря свету».


Джованни Джакометти. Сенокос. 1932 // Частная коллекция
Джованни Джакометти. Сенокос. 1932 // Частная коллекция

Многие полотна Джованни Джакометти находятся в частных собраниях, но немало их хранится в музеях и художественных галереях швейцарских городов: в Аарау, Базеле, Берне, Куре, Женеве, Золотурне, Винтертуре, Цюрихе.//SA

Comments


bottom of page