top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Джошуа Рейнолдс: я стал тем, кто я есть, благодаря моим великим предшественникам


Джошуа Рейнолдс. Леди Уолдгрейв за столом. Фрагмент. 1780 // Национальная галерея Шотландии, Эдинбург, Великобритания
Джошуа Рейнолдс. Леди Уолдгрейв за столом. Фрагмент. 1780 // Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Этот блестящий английский художник был основателем, вдохновителем и первым президентом лондонской Королевской академии художеств, великолепным теоретиком искусства, почётным доктором Оксфордского университета и мэром Плимута.


Влиятельный искусствовед Джон Рёскин (1819-1900) говорил об этом живописце: «Во времена, когда в английских салонах торжествовала голландская живопись и дрезденский фарфор, он, сначала унизившись перед итальянцами, а затем возвысившись над ними, поднялся на пьедестал славы и почёта как «северный» мастер с «южным» восприятием натуры».


16 июля 2023 года исполняется 300 лет со дня рождения английского художника Джошуа Рейнолдса.



Джошуа Рейнолдс (1723-1792)

Джошуа Рейнолдс. Автопортрет. 1776 // Уфицци, Флоренция, Италия
Джошуа Рейнолдс. Автопортрет. 1776

Живописное наследие Джошуа Рейнолдса (1723-1792) огромно – 1'500 полотен (не считая тех, о которых известно, что они были, но утрачены). Почти все его работы – портреты (в основном, женские). Но это не скучный ряд похожих друг на друга картин с повторяющимися приёмами и мотивами.

 

Джошуа Рейнолдс. Автопортрет. 1776 // Уфицци, Флоренция, Италия

 

Однажды, главный соперник Джошуа, художник Томас Гейнсборо (1727-1788) в восхищении воскликнул: «Насколько же Рейнолдс разнообразен, будь он проклят!» Он был прав – портреты Рейнолдса – богатейшая галерея самых разных образов – очаровательных, элегантных, изящных и различающихся позой, выражением лица, фоном, освещением, ракурсом, цветом. Портреты, созданные Джошуа Рейнолдсом, часто называют «английской историей в лицах».


Джошуа Рейнолдс родился 16 июля 1723 года в Плимптоне, маленьком городке недалеко от Плимута, в графстве Девоншир. Уже в десятилетнем возрасте Джошуа прочитал «Трактат о живописи» английского живописца и теоретика искусства Джонатана Ричардсона (1667-1745) и решил стал художником. Отцу это решение не понравилось, он видел сына фармацевтом и даже договорился с соседом-аптекарем о его обучении.


Однако, осенью 1640 года он, всё-таки, устроил Джошуа в мастерскую известного лондонского портретиста Томаса Хадсона (1701-1779).

Хадсон научил юношу основам живописи и позволил Рейнолдсу копировать рисунки старых мастеров из своей коллекции. В студии Хадсона Джошуа проучился до лета 1743 года. Потом он вернулся в Плимут и начал работать самостоятельно в качестве портретиста. Знатные девонширские помещики с удовольствием заказывали ему портреты и хорошо платили.


Джошуа Рейнолдс. Сёстры Монтгомери, украшающие статую Гименея. 1773 // Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Сёстры Монтгомери, украшающие статую Гименея. 1773 // Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

Художнику посчастливилось провести два года в Италии. Он увидел Неаполь, Рим, Флоренцию, Венецию и Болонью. Джошуа изучал творчество великих старых мастеров, копировал их шедевры.


Именно в Италии, а не в мастерской портретиста Хадсона, Рейнолдс состоялся как самостоятельный живописец. Поездка перевернула представления молодого художника о живописи.

Позже, вспоминая этот период своей жизни, он писал: «Первым делом, мне пришлось решительно выбросить из головы ложные и никуда не годные суждения о живописи, которые я вывез в Европу из Англии, где искусство пало так низко, что ниже уже некуда. Я понял, что должен всё забыть и начать с tabularasa».

Итальянские впечатления сделали живопись Рейнолдса элегантной и утончённой, его стиль стал входить в моду.


Джошуа Рейнолдс. Портрет капитана Августа Кеппела. 1753 // Национальный морской музей, Гринвич, Великобритания
Портрет капитана Августа Кеппела

Первый настоящий успех принёс художнику романтический портрет его друга, капитана Августа Кеппела, которого Джошуа изобразил на фоне бушующей морской стихии. Полотно восхитило зрителей, а критики назвали Рейнолдса «самым талантливым портретистом нового поколения».

 

Джошуа Рейнолдс. Портрет капитана Августа Кеппела. 1753 // Национальный морской музей, Гринвич, Великобритания

 

С 1753 года Рейнолдс обосновался в Лондоне и открыл собственную портретную студию на Сент-Мартин-Лейн. Благодаря таланту и невероятной работоспособности, а также покровительству девонширских аристократов, художник быстро стал популярным.


В 1755 году Рейнолдс получил 120 заказов на портреты, а на следующий год заказов стало вдвое больше. Ежедневно в его студию приезжали 5-6 портретируемых. Художник усаживал заказчиков в кресло, находящееся на небольшом возвышении (Рейнолдс называл его «троном»). Сам живописец работал за мольбертом всегда стоя.


Георг III. 1780 // Королевское художественное собрание в Виндзорском замке, Виндзор, Великобритания

Королева Шарлотта. 1780 // Королевское художественное собрание в Виндзорском замке, Виндзор



Чаще всего художник писал только лица моделей, а для рук и костюма ему позировали ученики, слуги или же использовались манекены. Джошуа придавал огромное значение лицам портретируемых, его интересовала каждая конкретная личность, а не человек вообще. Он считал, что «главное в портрете – это умение использовать то, что модель предлагает нам сама. И более ничего».


Джорджиана Августа Фредерика Эллиот. 1780 // Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Мистер Хейр. 1788 // Лувр, Париж, Франция


Рейнолдс был великолепным колористом и умел передать характер модели и выразить чувства исключительно с помощью цвета. Джон Рёскин заметил об этом таланте художника: «Наверное, никто не обладал большим врожденным талантом цветового восприятия действительности, нежели сэр Джошуа Рейнолдс.


Он был великим мастером колористической игры – при том, что лично я его считаю ещё и королём портретов. Тициан выбирал более изысканные сюжеты, ван Дейк писал более выразительные фигуры, но ни один из них не мог с такой точностью отобразить тайну глубины души человека и особенности его характера – посредством цвета в портрете».


Джошуа Рейнолдс. Портрет графини Лавинии Спенсер. 1782 // Частная коллекция
Портрет графини Лавинии Спенсер. 1782 // Частная коллекция

Художник не любил заученные позы, утверждая: «Характер может неожиданным образом раскрыться в одном лишь жесте». Поэтому он всегда предлагал заказчикам располагаться удобно, комфортно, естественно для них.


Одежду портретируемые выбирали сами, но художник рекомендовал дамам своеобразное сочетание современного костюма с античным нарядом или платьем XVI-XVII веков. Заказчики с уважением прислушивались к советам художника.

Джошуа писал любые портреты: мужские, женские, детские, одиночные или групповые. И все они получались великолепно, восхищая заказчиков. К началу 1760-х годов Рейнолдс стал самым знаменитым живописцем и получал чрезвычайно высокие гонорары. Но он не всегда брал деньги за свою работу. «Портрет госпожи Абингтон в образе Роксоланы» (1771) был отдан модели бесплатно, а за реставрацию портрета сэра Уильяма Гамильтона в качестве оплаты Джошуа попросил поцелуй его племянницы – леди Мэри Гамильтон.


Джошуа Рейнолдс. Джорджиана, герцогиня Девонширская с дочерью леди Джорджианой Кавендиш. 1784-1786 // Чатсуорт-хаус, Дербишир, Великобритания
Герцогиня Девонширская с дочерью леди Джорджианой Кавендиш. 1784-1786 // Чатсуорт-хаус, Дербишир, Великобритания

В 1760 году художник приобрел в комфортабельном районе Лондона дом и сделал из него роскошную студию с галереей для выставки своих картин и с элегантной комнатой для заказчиков. Рейнолдс давал балы, выезжал на позолоченной карете со слугами в ливреях. Подобно Рубенсу, он обладал способностью сочетать искусство талантливой живописи и искусство красивой жизни.


Джошуа Рейнолдс. Портрет леди Фрэнсис Финч. 1782 // Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
Портрет леди Фрэнсис Финч. 1782 // Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия

В 1768 году была основана лондонская королевская Академия художеств и её единогласно избранным директором стал Джошуа Рейнолдс. В том же году художник получил титул сэра, а через год – степень доктора гражданского права Оксфордского университета. В 1773 году Рейнолдса избрали мэром Плимута.


Джошуа Рейнолдс. Леди Уорсли. 1776 // Поместье Харвуд-хаус, Лидс, Великобритания
Леди Уорсли

В 1781 году художник путешествовал по Фландрии и Голландии, изучал искусство Рубенса, восхитившее его. Под влиянием творчества великого фламандца Рейнолдс написал в 1784-1786 годах полотно «Джорджиана, герцогиня Девонширская с дочерью леди Джорджианой Кавендиш». Барочный характер портрета напоминает манеру Рубенса, смягчённую английской сдержанностью.

 

Леди Уорсли. 1776 // Поместье Харвуд-хаус, Лидс, Великобритания

 

Восхищался художник и Рембрандтом. Во многих работах Рейнолдса чувствуется его влияние. Автопортреты 1770-х-1780-х годов очень рембрандтовские и по колориту, и по светотени. Рейнолдс отдал дань уважения и другим своим предшественникам, написав себя на автопортрете 1780 года в позе, напоминающей автопортрет Ван Дейка, и изобразив рядом бюст Микеланджело.


Джошуа Рейнолдс. Автопортрет. 1780 // Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия

Ван Дейк. Автопортрет. 1622 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия



Джошуа Рейнолдс считал, что достижения мастеров прошлого – прекрасный источник вдохновения и именно тщательное изучение живописной традиции даёт художнику способность достоверно интерпретировать действительность, которая его окружает. В своих «Речах об искусстве» Рейнолдс писал: «Изучать наследие предшественников, – значит учиться смотреть на природу сквозь призму истинного, проверенного временем искусства… Хотим мы этого или нет, но мы должны учитывать традицию. Корреджо и Джорджоне, Тициан и Рембрандт, ван Дейк и Рубенс -каждый из них писал по-своему, но вместе они раз и навсегда изменили наше восприятие действительности».


Джошуа Рейнолдс. Портрет леди Маргарет Бомонт. 1780 // Коллекция Фрика, Питтсбург, Пенсильвания, США
Портрет леди Маргарет Бомонт

К сожалению, с возрастом зрение художника начало угасать. К 1789 году он почти ослеп на один глаз и вынужден был удалиться и от академических дел, и от живописи.

 

Портрет леди Маргарет Бомонт. 1780 // Коллекция Фрика, Питтсбург, Пенсильвания, США

 

В 1792 году Джошуа Рейнолдс умер и был похоронен в соборе Святого Павла. Он навсегда остался в истории живописи не только как прекрасный художник, но и как выдающийся теоретик искусства.


Его «Речи об искусстве» стали учебником для многих поколений европейских художников. Последователями Рейнолдса были шотландец Генри Ребёрн (1756-1823) и англичанин Томас Лоуренс (1769-1830). Им будут восхищаться и вдохновляться французские романтики Пьер Поль Прюдон (1758-1823), Теодор Жерико (1791-1824) и Эжен Делакруа (1798-1824). А во второй половине XIX века его живописная манера окажет влияние на Гюстава Курбе (1819-1877) и Эдуара Мане (1832-1883).//SA

Comments


bottom of page