top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Артемизия Джентилески: «Вы найдёте дух Цезаря в душе женщины»


Артемизия Джентилески. Автопортрет в виде аллегории живописи. 1630-е гг. Фрагмент // Королевское художественное собрание в Виндзорском замке, Виндзор, Великобритания
Артемизия Джентилески. Автопортрет в виде аллегории живописи. 1630-е гг. Фрагмент // Королевское художественное собрание в Виндзорском замке, Виндзор, Великобритания

Эта итальянская художница XVII века, талантливая последовательница Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610), была первой женщиной-живописцем, принятой во Флорентийскую академию художеств. Для её живописи характерны масштабность, драматизм и реализм, смелая игра света и тени.


В 2023 году исполняется 430 лет со дня рождения итальянской художницы Артемизии Джентилески



Артемизия Джентилески (1593-1652/53)

Артемизия Джентилески (1593-1652/53), дочь известного художника Орацио Джентилески (1563-1639), сделала успешную карьеру, став гораздо более знаменитой, чем её отец.


Она родилась в Риме, работала во Флоренции, Генуе, Венеции и Неаполе. Знакомство с художником Антонисом ван Дейком (1599-1641) помогло ей получить работу и в Лондоне.

Артемизия Джентилески всегда отстаивала свои права и была настолько самостоятельной, независимой и амбициозной, насколько это вообще было возможно для женщины в ту эпоху.


Однажды в письме своему покровителю она написала о себе так: «Вы найдёте дух Цезаря в душе женщины».

Артемизия Джентилески родилась 8 июля 1593 года в Риме в семье известного художника Орацио Джентилески и Пруденции Монтоне. В 12 лет девочка осталась без матери. Артемизия рано проявила способности к рисованию и Орацио брал дочь в свою мастерскую, где она стала учиться живописи. Джентилески был другом Караваджо, крупнейшего мастера эпохи барокко, повлиявшего на творчество Орацио и его дочери.



Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы. 1610 // Дворец Вайсенштайн, Поммерсфельден, Германия
Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы. 1610 // Дворец Вайсенштайн, Поммерсфельден, Германия

Орацио, видя способности Артемизии, предполагал, что дочь будет хорошей помощницей, но и не думал, что она станет самостоятельной художницей. Однако, в 1610 году, в 17-летнем возрасте Артемизия написала большую картину «Сусанна и старцы», удивляющую мастерством и психологизмом. Обычно художники изображали Сусанну незамечающей присутствия старцев или даже кокетливо их приветствующей. Джентилески показала её иначе страдающей. К этому библейскому сюжету Артемизия вернётся в своём творчестве ещё не один раз.


Артемизия Джентилески. Минерва. 1615 // Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Артемизия Джентилески. Минерва. 1615 // Галерея Уффици, Флоренция, Италия

В 1611-1612 годах Орацио работал над оформлением палаццо Паллавичини-Роспильози в Риме вместе с художником Агостино Тасси (1578-1644). Тасси великолепно владел методами построения перспективы и Орацио нанял его в качестве учителя для своей дочери, поскольку хотел дать ей серьёзную художественную подготовку. Однако всё пошло не так, как было задумано. Учитель увлёкся талантливой и красивой ученицей и, однажды, во время урока, лишил девушку невинности. Он обещал Артемизии жениться на ней, но позже от своих слов отказался. Тогда Орацио принял решение выдвинуть против Тасси обвинение в изнасиловании. Судебный процесс продолжался семь месяцев и в ходе разбирательств Артемизии пришлось пройти два унизительных медицинских освидетельствования, а для проверки правдивости показаний девушку даже подвергали пыткам. Наконец, Тасси был признан виновным и приговорен к тюремному заключению.


Артемизия Джентилески. Преображение Марии Магдалины (Кающаяся Мария Магдалина). 1615-1616 // палаццо Питти, Флоренция, Италия
Артемизия Джентилески. Преображение Марии Магдалины (Кающаяся Мария Магдалина). 1615-1616 // палаццо Питти, Флоренция, Италия

Последствия этого жестокого жизненного опыта выразились в творчестве Артемии: она четырежды возвращалась к сюжету «Юдифь и Олоферн», вероятно, отождествляя своего обидчика с Олоферном, а себя с Юдифью.


Художница часто писала мифологических и библейских героинь, и они получались сильными, уверенными в себе, иногда даже жестокими, но, одновременно, страдали и были несчастны.


Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1612 // Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1612 // Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Через месяц после окончания судебного процесса Орацио выдал дочь замуж за малоизвестного флорентийского художника Пьерантонио Стиаттези.


Артемизия Джентилески. Ангел. Аллегория склонности к искусству. 1615 // Casa Buonarroti, Florence, Italy
Ангел. Аллегория склонности к искусству

Артемизия переехала во Флоренцию и в 1616 году стала первой женщиной, принятой в престижную флорентийскую Академию искусств и рисунка (Accademia delle Arti del Disegno). Это позволило ей приобретать все художественные принадлежности без разрешения мужа и самостоятельно подписывать контракты. Кроме того, она получила покровительство великого герцога Тосканы Козимо II Медичи (1590-1621), который помогал ей получать выгодные заказы.


 

Артемизия Джентилески. Ангел. Аллегория склонности к искусству. 1615 // Casa Buonarroti, Florence, Italy

 

Артемизия дружила с племянником великого Микеланджело, и он даже заказал ей серию картин. Художница общалась и переписывалась с Галилео Галилеем (1564-1642) и именно благодаря ему Артемизия получила от Козимо Медичи заказ на создание одной из версий картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612). Сегодня это полотно находится в галерее Уффици, в зале, посвященном творчеству Караваджо.


Из-за чрезмерной жестокости картины, её спрятали в углу одной из комнат Палаццо Питти и Артемизия получила плату за свою работу только после смерти Козимо II, благодаря ходатайству Галилео Галилея.


Симон Вуэ. Портрет Артемизии Джентилески. 1626 // Королевский дворец, Неаполь, Италия
Симон Вуэ. Портрет Артемизии Джентилески. 1626 // Королевский дворец, Неаполь, Италия

Обычно художники обращали внимание зрителей на красоту и мужество Юдифи, а не на процесс убийства. В 1598 году Караваджо написал эту сцену пугающе реалистично, но его Юдифь была женственна, красива, изящна. Джентилески в реализме пошла ещё дальше, наполнив полотно напряженной энергией и показав Юдифь физически сильной, с мощными, крупными руками и с грубоватыми чертами лица, на котором читается холодное безразличие.


Микеланджело Мерризи да Караваджо. Юдифь и Олоферн. 1599 // Палаццо Барберини, Рим, Италия
Микеланджело Мерризи да Караваджо. Юдифь и Олоферн. 1599 // Палаццо Барберини, Рим, Италия

Во Флоренции Артемизия написала и другие великолепные полотна: «Ангел», «Минерва», «Святая Катерина Александрийская», «Кающаяся Мария Магдалина».


В 1621 году герцог Медичи умер и Джентилески осталась без покровителя. Финансовые проблемы и слухи о том, что Артемизия изменяет своему мужу, привели к разногласиям между супругами.

Художница вернулась в родной Рим одна. Здесь она продолжила писать в духе Караваджо, работала с несколькими его последователями, в том числе с художником Симоном Вуэ (1590-1649), который написал её портрет. В Риме она не добилась того успеха, на который рассчитывала самые важные и большие заказы получали художники-мужчины. Расписывать соборы художницу не приглашали.


Артемизия Джентилески. Самсон и Далила. 1630-1638 // палаццо Зевалос-Стильяно, Неаполь, Италия
Артемизия Джентилески. Самсон и Далила. 1630-1638 // палаццо Зевалос-Стильяно, Неаполь, Италия

В 1629 году Артемизия переехала в Неаполь, который в то время находился под властью испанской короны. В этом городе среди её заказчиков появились весьма знатные особы: Филипп IV Испанский (1605-1665), Людовик XIII (1601-1643).


В этот период Артемизия написала «Благовещение Марии», «Славу», «Рождество Иоанна Крестителя». Впервые она получаила возможность расписать храм – небольшую церковь под Неаполем.

В 1638 году Артемизия была приглашена ко двору Карла I Английского в Лондон, где с 1626 года её отец был придворным художником. Орацио прославился как единственный итальянский живописец в Лондоне и один из первых художников, представивших в Англии стиль Караваджо. В Лондоне Артемизия написала некоторые из своих самых известных работ, в том числе «Автопортрет как аллегорию живописи» (1638).


Традиционно на аллегорических полотнах живопись изображается в образе женщины, что дало Артемизии возможность, как профессиональной художнице, представить себя в этой роли.



Артемизия Джентилески. Автопортрет в виде аллегории живописи. 1630-е гг. // Королевское художественное собрание в Виндзорском замке, Виндзор, Великобритания
Артемизия Джентилески. Автопортрет в виде аллегории живописи. 1630-е гг. // Королевское художественное собрание в Виндзорском замке, Виндзор, Великобритания

Она создала свой реалистичный автопортрет за работой. Коричневый фон картины часто интерпретируют как чистый холст, на котором художница только начинает создавать картину. Полотно Артемизии во всём соответствует эмблематическиму справочнику того времени – «Иконологии» Чезаре Рипы. Этот труд, изданный в 1593 году, представлял собой удобный указатель аллегорических фигур, жестов и атрибутов, которые художники могли использовать в своих работах. Рипа описал аллегорию живописи как прекрасную женщину: её черные волосы взъерошены, что означает «художественный темперамент»; её рот закрыт тканью, завязанной за ушами, что говорит о немоте художника; с золотой цепочки у её горла свисает подвеска в виде маски, символизирующая дар подражания. Рипа указал и на то, что женщина должна быть одета в одежду из переливающейся ткани, чтобы показать мастерство художника.


Артемизия следует «Иконологии» во всём, кроме одного. Она не закрывает своей аллегории живописи рот, намекнув и на то, что картины могут говорить, и на своё право голоса как женщины и как художницы.

Последние годы жизни Артемизия провела в Неаполе. Дата её смерти точно не установлена. Предполагается, что в 1654 году она ещё работала в Неаполе, и, вероятнее всего, умерла от чумы, опустошившей город в 1656 году.


Несмотря на то, что при жизни Артемизия Джентилески пользовалась большим уважением и известностью, после смерти её очень редко упоминали в трудах об истории искусства того периода. Отчасти это можно объяснить тем, что её стиль во многом был похож на стиль её отца, и некоторые работы Артемизии долгое время приписывались Орацио.


Творчество Артемизии было заново открыто в начале 1900-х годов благодаря Роберто Лонги (1890-1970), исследователю творчества Караваджо. Но и академические, и популярные описания её жизни и творчества больше внимания уделяли личной жизни художницы. В 1970-1980-е годы искусствоведы начали менять свой взгляд на Артемизию, делая акцент не на её биографии, а на её серьёзных художественных достижениях и их безусловном влиянии на всю историю западноевропейского искусства.//SA

Комментарии


bottom of page