top of page
sanews logo
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Аркадий Пластов: «Писать ребятишек – одно наслаждение»


Аркадий Пластов. Первый снег. 1946 // Тверская областная картинная галерея, Тверь
Аркадий Пластов. Первый снег. 1946 // Тверская областная картинная галерея, Тверь

Аркадий Пластов – почтенный классик советского искусства, автор исторических и жанровых картин, пейзажей, портретов и книжных иллюстраций. Его полотна «Праздник урожая», «Жатва», «Сенокос» – шедевры живописи эпохи социалистического реализма.


31 января 2023 года исполнилось 130 лет со дня рождения Аркадия Александровича Пластова.



Аркадий Александрович Пластов

Деды и прадеды художника были священниками, иконописцами, церковными архитекторами. Его восхищали Тициан и Тинторетто, Франц Хальс и Рембрандт, Сезанн и Ван Гог. Он получил Сталинскую премию 1 степени и орден Ленина, но не состоял в КПСС. Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) был академиком, народным художником СССР, но никогда не был просто исполнителем социального заказа. В его творчестве нет фальши и никакие ярлыки соцреализма к нему отнести нельзя. Он действительно народный художник – по складу мышления, по способу видения мира.


Аркадий Пластов. Урок ботаники. 1939 // Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Урок ботаники. 1939

Дети и подростки – частые герои полотен Аркадия Пластова. Это была отдельная и очень любимая художником тема, которая определила множество сюжетов его жанровых картин и портретов.

Художник говорил: «Ребятишек я люблю… Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение».

 

Аркадий Пластов. Урок ботаники. 1939 // Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск

 

Особый интерес к теме детства проявился у Аркадия Пластова после рождения сына в 1930 году. На полотнах всё чаще и чаще стали появляться дети, сначала как второстепенные персонажи, а потом и как главные герои. Самыми значительными работами военного и послевоенного времени стали картины, где именно детские образы оказались в центре сюжета: «Фашист пролетел» (первоначальное название «Немец пролетел») (1942), «Жатва» (1945) и «Первый снег» (1946).


Аркадий Пластов. Фашист пролетел. 1942 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фашист пролетел. 1942 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься», сказал художник о полотне «Фашист пролетел», которое написал осенью 1942 года всего за пять дней. Эту работу называют самой пронзительной картиной Пластова о войне. Трогательная фигурка убитого пастушка написана с удивительным художественным тактом, никакого шокирующего натурализма, но жестокий контраст между тихой природой, светлым солнечным днём и смертью невинного ребёнка вызывает сильные эмоции.


Сын художника, Н.А. Пластов, вспоминал, как на одной из выставок перед этим полотном остановились мужчина и мальчик – ровесник пластовского пастушонка. Ребёнок, глядя на картину, задал один-единственный вопрос: «За что?»

Пейзаж на полотне напоминает полотна Левитана, Серова и особенно Нестерова. Из Нестерова даже есть «цитата» – маленькие сосенки, как на картине «Видение отроку Варфоломею».


Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через девять лет Пластов написал картину «Витя-подпасок» (1951). Витя напоминает убитого пастушка с полотна «Фашист пролетел». Художник как будто хотел исправить то, что в реальности непоправимо – он возвратил к жизни своего героя. Теперь мальчик немного старше, а рядом с ним – мирно пасущееся стадо и та же собака.


 Аркадий Пластов. Витя-подпасок. 1951 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Витя-подпасок. 1951 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1960-х годах художник вновь вернулся к этому мотиву, написав картину «Пастушонок» (1964-1966). Мальчишка на полотне – уверенный в себе маленький взрослый, сознающий собственную значительность, а рядом с ним неизменный спутник пастуха – верный пёс.

Аркадий Пластов. Пастушонок. 1964-1966 // Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Волгоград
Пастушонок. 1964-1966 // Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Волгоград

«Жатва» была написана уже после победы, в 1945. Русые и рыжеволосые герои этого полотна как будто вырастают из золотистой массы ржаного поля – настолько органично они вписаны в пейзаж. Сюжет очень прост, сам художник определил его лаконично: «Ну, сидят и едят». И сюжет картины, и её колористическое решение вызывают ассоциации с полотнами Винсента Ван Гога. Особенно, если учесть, что Пластов восхищался его творчеством, а «Письма» Винсента были его настольной книгой.



Аркадий Пластов. Жатва. 1945 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аркадий Пластов. Жатва. 1945 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Первый снег» (1946) – очень поэтичная картина, завораживающая умиротворенностью и тишиной. Дети радуются первому снегу, который кажется им чудом. Их фигурки, замершие в восхищении на крыльце – эмоциональный и смысловой центр картины. Девочка подставляет лицо летящим в воздухе снежинкам, её радостное состояние написано так искренне, что зритель сразу же вспоминает свой собственный детский восторг при виде первого снега.


В 1950 году Аркадий Пластов написал картину «Дети на прогулке» («В пионерский лагерь»). По количеству детских персонажей это полотно превосходит только раннюю работу художника «Колхозный праздник» (1938). Во время подготовки к созданию картины Пластов сделал множество выразительных этюдов детских лиц маслом и акварелью.


Аркадий Пластов. Дети на прогулке. 1950  Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Аркадий Пластов. Дети на прогулке. 1950  Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск

На этом полотне Аркадию Пластову удалось гармонично соединить две темы, которые он особенно любил: детство и цветущую природу. На картине много детей и цветов. Девочки держат букеты и ягоды – символы гармонии человека с миром, а у мальчиков в руках горн, барабан и даже фотоаппарат. За рулем автомобиля Пластов написал своего сына Николая (1930-2000), который тоже был художником.



Девочка в красном платке. Этюд к картине «Дети» 1950 // Ульяновский областной художественный музей

Коля Лисанин. Этюд к картине «Дети» 1950 // Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск

В 1950-е годы в творчестве Пластова начался период детских портретов – художник создал целую галерею образов, привлекающих своей непосредственностью и искренностью. Он, как опытный психолог, сумел показать индивидуальность каждого ребёнка, подчеркнуть особенности и внешности, и характера.


Валя Тоньшина. 1957-1958 // Собрание семьи художника

Лида Репина. 1960 // Собрание семьи художника

Первоклассник Гусенков. 1960 // Коллекция Московского музея современного искусства

Портрет Ванюшки Репина. 1958 // Государственная Третьяковская галерея, Москва



На портрете «Вали Тоньшиной» бледное личико девочки оттеняется яркой косынкой с синими и красными полосами, подчёркивающими нежность и тонкость черт лица. А голубое платье и синий платок Лиды Репиной делают ещё ярче румянец на её щеках. Школьник на картине «Первоклассник Гусенков» (1960) явно испытывает чувство неуверенности: его фигура изображена так, что, кажется, он сползает со стула, на котором сидит, а на лице у мальчишки выражение, похожее на испуг. Портрет «Ванюшки Репина» написан тёплыми серыми оттенками, которые деликатно окружают неяркое серьёзное лицо мальчика. На мягком фоне картины яркое пятно – по-мальчишески задорная фуражка.


В тот же период Пластов написал свои знаменитые картины: «Родник», «Юность», «Весна».


Аркадий Пластов. Родник. 1952 // Картинная галерея Армении, Ереван
Родник. 1952 // Картинная галерея Армении, Ереван

Полотно «Родник» (1952) всё пронизано солнечным светом. Теплые оттенки, которыми написана фигуры девушки, усиливаются потоками солнечных лучей и контрастируют с холодной синевой воды, зеленью ивовых ветвей. Эта картина – воспоминание о фотографии юной гимназистки, ставшей позже женой, первым зрителем и критиком художника.


Аркадий Пластов. Юность. 1953 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Юность. 1953 // Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина «Юность» (1953-1954) дарит чувство свободы, которое почти физически ощутимо. Ранним летом, посреди поля лежит подросток, развернувшись к небу и солнцу. Легко считывается аллегорический смысл полотна: юность, как и ранее лето, набирает силу в ожидании будущего цветения.


Аркадий Пластов. Весна. 1954 // Государственная Третьяковская галерея, Москва
Весна

Одна из вершин творчества Пластова – картина «Весна» (1954) поражает контрастом между теплым сиянием обнаженного женского тела и грубой материальностью старых бревен бани, холодным воздухом, снежинками, летящими в воздухе. Маленькая девочка, растопырив пальчики, послушно стоит, не двигаясь, позволяя маме завязать платок. От усердия она напряжённо прикусила губу и вздёрнула подбородок. Драматургия полотна строится на тонких эмоциональных связях между молодой матерью и маленькой дочкой. Вдали, за забором виден пейзаж: уходящие к горизонту поля, деревня, кромка леса. Раскрываясь в мир, будничная сцена становится поэтичной, наделенной божественной красотой.

 

Аркадий Пластов. Весна. 1954 // Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

В начале 1960-х годов Аркадий Пластов написал необычный двойной портрет «Бабушка Катерина и Таня Юдина», сопоставив образы детства и старости. Это очень трогательная картина. Композиция полотна создаёт впечатление, что художник собирался писать портрет только старушки, а девочка случайно оказалась рядом, присела поближе к любимой бабушке и, прижавшись к ней, не захотела уходить, оставшись до конца сеанса.


Аркадий Пластов. Бабушка Катерина и Таня Юдина. 1960 // Собрание семьи художника
Аркадий Пластов. Бабушка Катерина и Таня Юдина. 1960 // Собрание семьи художника

Дети всегда были для Аркадия Пластова символом начала и продолжения жизни, звеном, связующим поколения во времени и пространстве, олицетворением невинности. Вселенная детских образов, созданная художником – модель идеального мира, простого и непорочного, чистого и искреннего.//SA

Comments


bottom of page