top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Антон Рафаэль Менгс – немецкий художник, влюблённый в античность


Антон Рафаэль Менгс. Суд Париса. 1757 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Антон Рафаэль Менгс. Суд Париса. 1757 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Этот известный немецкий художник XVIII века был великолепным мастером исторической и портретной живописи, одним из основоположников неоклассического стиля. Помимо картин, Антон Рафаэль Менгс писал научные труды по теории искусства на испанском, итальянском и немецком языках.


В 2023 году исполнилось 295 лет со дня рождения немецкого художника Антона Рафаэля Менгса.


Антон Рафаэль Менгс (1728-1779)

Хотя Менгс в своё время считался величайшим из европейских художников, а его трактат «Мысли о красоте и вкусе в живописи» (1762) был очень популярен, вскоре после смерти живописца, как это часто бывает, о нём довольно быстро забыли. Но в последнее время историки искусства возродили интерес к Менгсу, вновь стали называть его великим художником, разработавшим уникальный стиль, передающий «мечту о красоте».


Антон Рафаэль Менгс оказал влияние на творчество многих выдающихся художников-неоклассиков, среди которых Жак-Луи Давид (1748-1825), Ангелика Кауфман (1741-1807), Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867), Франсиско Байеу (1734-1795).


Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет // Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров), Дрезден, Германия
Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет

Антон Рафаэль Менгс был сыном придворного художника-миниатюриста и медальера Исмаэля Менгса, служившего при дворе саксонского курфюрста Фридриха Августа II, короля Польши Августа III. Исмаэль назвал сына в честь художников Корреджо (1489-1534) и Рафаэля (1483-1520).

 

Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет // Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров), Дрезден, Германия

 

В 1740 году будущий живописец побывал в Риме вместе с отцом. Именно тогда он начал серьёзно изучать искусство и учиться рисовать обнажённую натуру под руководством художников-классицистов Марко Бенефьяла (1684-1764) и Себастьяно Конка (1680-1764). Юный Менгс быстро приобрел репутацию настоящего вундеркинда. Он писал прекрасные пастельные портреты, научившись создавать сухими пастельными мелками такие насыщенные цвета и глянцевую фактуру, что его работы иногда даже принимали за масляную живопись («Портрет певца Доменико Аннибале», 1745), хотя Менгс начал работать масляными красками только в 1746 году.


// Портрет певца Доменико Аннибале. 1745. Пастель // Городское художественное собрание, Дрезден, Германия

// Портрет певицы Катарины Реджины Минготти. 1749-1751. Пастель //Городское художественное собрание, Дрезден, Германия

// Портрет Фридриха Августа II, курфюрста Саксонии, короля Польши Августа III. 1745. Пастель // Городское художественное собрание, Дрезден, Германия

В 1745 году, когда Менгсу было всего 17 лет, его назначили придворным художником Августа III Саксонского, а в возрасте двадцати трех лет Антон Рафаэль стал уже главным придворным художником. Примерно в это же время он совершил повторную поездку в Рим для продолжения своего художественного образования. Менгс много работал в Академии Святого Луки, в Школе обнажённой натуры на Капитолии и в мастерской на виа Систина.


Впечатления от итальянской поездки Менгс выразил в алтарных композициях, напоминающих работы Корреджо. А для алтарной картины «Вознесение Христа», выполненном для придворной католической церкви в Дрездене по заказу курфюрста, Менгс использовал композицию тициановского полотна «Ассунта: Вознесение Девы Марии» (1518) из венецианской церкви Санта-Мария Глориозадеи Фрари.


// Вознесение Христа. 1750. Холст, масло. // Алтарь Придворной католической церкви в Дрездене

// Тициан Вечеллио. Ассунта: Вознесение Девы Марии. 1518. // Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция, Италия

// Антон Рафаэль Менгс. Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне. 1760-е гг. // Музей изящных искусств, Хьюстон. Техас, США

В середине 1750-х годов Менгс завязал тесную дружбу с немецким историком искусства, археологом и теоретиком неоклассицизма Иоганном Иоахимом Винкельманом (1717-1768). В 1777 году художник написал портрет своего друга, изобразив его держащим в руке настольную книгу всех интеллектуалов той эпохи – «Илиаду» Гомера.


Менгса и Винкельмана объединяла страсть к древнегреческому, греко-римскому и римскому искусству и всевозможным древним артефактам. Винкельман восхищался талантом Менгса и называл его «величайшим художником своего времени, возникшем как Феникс из пепла, подобно Рафаэлю, с тем чтобы приблизить нас к пониманию красоты в искусстве». А Менгс так писал о знаменитом искусствоведе: «Я был доволен его дружбой, и мы проводили вместе счастливые часы. Он обогатил меня знанием… он тот, кто дал мне возможность ощутить то огромное удовлетворение, которое это знание способно дать».


Античные рельефы и мозаики вдохновили Менгса на создание известного полотна «Персей и Андромеда» (1773-1777), приобретённого Екатериной II в 1780 году в Англии.

Увы, но интерес к раскопкам в Геркулануме и Помпеях разрушил дружбу Менгса и Винкельмана и оставил пятно на их репутациях. Менгс (признавшийся в этом лишь на смертном одре) подделал работу «Юпитер, целующий Ганимеда» (1761), которая была выдана за оригинальное произведение, обнаруженное во время раскопок. Винкельман, в свою очередь, не заметил обмана и в первом издании своего фундаментального труда «История искусства древности» серьёзно проанализировал работу Менгса как подлинную античную находку.


// Юпитер целует Ганимеда. 1758—1759. Гипс на холсте с искусственными разрывами, темпера. // Палаццо Барберини, Рим, Италия

// Портрет Винкельмана. 1777 // Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США

// Сон Святого Иосифа. Ок. 1773 // Музей истории искусств, Вена, Австрия

В 1761 году испанский король Карл III привез Менгса в Мадрид для работы в качестве придворного художника. Антону предстояло заниматься оформлением королевских дворцов. Король прекрасно его обеспечил: предоставил резиденцию, слуг, лошадей и карету. Художник получал очень щедрое жалованье и всестороннюю поддержку. Помимо оформления дворцов, Менгс консультировал короля по вопросам приобретения картин для королевских художественных коллекций, оценивал работы других испанских художников, создал публичную художественную галерею во дворце Буэн-Ретиро, руководил королевскими фабриками, например, мадридской гобеленовой фабрикой.


Антон Рафаэль Менгс. Парнас. 1761. Фреска // Галерея Виллы Альбани-Торлония, Рим, Италия
Антон Рафаэль Менгс. Парнас. 1761. Фреска // Галерея Виллы Альбани-Торлония, Рим, Италия

Также Менгс принимал активное участие в работе Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. Но многие члены Академии были не в восторге от того, что им читает лекции иностранный художник, которого они считали тщеславным. Кроме того, многие члены Академии были не согласны с новым учебным планом: Менгс увеличил объём теоретических занятий, уделил больше внимания перспективе и анатомии.


// Карл III. 1765 // Музей Прадо, Мадрид, Испания

// Портрет инфанты Марии Лудовики Испанской. 1764-1765 // Музей истории искусств, Вена, Австрия


В 1762 году в Цюрихе был издан трактат Менгса «Мысли о красоте и вкусе в живописи». В этом теоретическом труде художник рассуждал о создании совершенных произведений искусства с опорой на античные образцы и о методе «возвышенного исполнения», основанном на сочетании натурных наблюдений с идеальными образами. Друг и биограф Менгса, испанский дипломат Хосе Николас де Азара (1730-1804), опубликовавший ряд других его работ (уже после смерти Менгса), утверждал, что Менгс «был философом и писал для философов», что его искусство раскрывает «движения души» больше, чем «самый великий философ со времён Сократа».


// Триумф Истории над Временем // Потолочная фреска в Камере деи Папири, Библиотека Ватикана. 1772-1773

// Персей и Андромеда. 1778 // Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Несмотря на успех и процветание в Испании, Менгс и его семья чувствовали себя в Мадриде неуютно и некомфортно. В письме, написанном одному из своих учеников в Риме в 1768 году, художник жаловался: «Никогда в мире я не жил более униженным и более страдающим... мои силы почти ежедневно убывают... моя молодость проходит...».


Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. 1773 // Уффици, Флоренция, Италия
Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. 1773

В 1769 году Менгс с семьёй переехал в Рим, где, как считается, в 1771 году он познакомился с Франсиско Гойей (1746-1828). Вернувшись через несколько лет в Мадрид, Менгс попросил Гойю приехать для создания рисунков для гобеленов, а позже помогал ему с получением заказов и постоянного жалованья в качестве придворного художника.

 

Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. 1773 // Уффици, Флоренция, Италия

 

В июне 1777 года Антон Рафаэль Менгс вновь приехал в Рим, где и провёл последние годы жизни, создавая фрески и алтарные образы. Писал художник и портреты английских аристократов, работая на них иногда также в качестве арт-дилера. Антон Менгс пользовался большим уважением среди римлян, был принят в Академию Святого Луки и Академию дель Нудо, где занимал престижную должность преподавателя.


В 1779 году Менгс заболел туберкулезом и скончался. Он был похоронен в церкви Санти-Микеле-э-Маньо в Риме.//SA

Comments


bottom of page