top of page
  • Наталья Щенникова / Историк искусства

Античность Жака Луи Давида


Жак Луи Давид. Гнев Ахиллеса. 1819 // Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас, США
Жак Луи Давид. Гнев Ахиллеса. 1819 // Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас, США

Строгие и монументальные полотна этого знаменитого французского художника – триумф традиционной исторической живописи, вершина неоклассицизма.


В 2023 году исполняется 380 лет со дня рождения французского живописца Жака Луи Давида.



Жак Луи Давид (1748 – 1825)

Жак Луи Давид. Автопортрет. 1794 // Лувр, Париж, Франция
Жак Луи Давид. Автопортрет. 1794

Жак Луи Давид (1748 –1825) был главным художником сложной эпохи. Он служил сначала монархии Людовика XVI, затем Французской революции, а позже, несмотря на радикальные различия между сменяющими друг друга политическими режимами, писал портреты Наполеона Бонапарта.

 

Жак Луи Давид. Автопортрет. 1794 // Лувр, Париж, Франция

 

Полностью отказавшись от декоративности и живописных эффектов рококо, Жак Луи создавал мощные и ясные композиции, выполняя их с безупречным мастерством.

У Давида было огромное количество учеников, и он оказал сильнейшее влияние на европейское искусство XIX века, особенно на академическую салонную живопись.

Художник прожил долгую жизнь, создав множество выдающихся произведений, и среди них великолепные исторические полотна, изображающие различные события античной истории. Вдохновившись модой на греко-римский стиль, Жак Луи Давид соединил античные сюжеты с философией эпохи Просвещения и написал шедевры. Его стройные, лаконичные композиции не только иллюстрировали исторические события и мифы античного мира, но и отражали современную политическую ситуацию во Франции.


Жак Луи Давид обучался живописи в Королевской академии в Лувре. Он трижды безуспешно пытался получить Римскую премию – престижную награду за историческую живопись, предоставлявшую право стать пенсионером Французской Академии в Риме. В 1774 году четвёртая попытка привела его к успеху. Жак Луи получил эту премию за полотно «Антиох и Стратоника». (У картины есть и другое название: «Врач Эрасистрат обнаруживает причину болезни Антиоха»).


Тему для этого полотна Давид не выбирал самостоятельно, она была предложена судьями Римской премии.

Согласно «Жизнеописаниям» Плутарха, Антиох был сыном сирийского царя Селевка I. В весьма почтенном возрасте Селевк женился на молодой и красивой Стратонике. Вскоре юный Антиох внезапно заболел и оказался прикованным к постели. К нему вызвали знаменитого врача Эрасистрата и, осмотрев юношу, целитель понял, что причина болезни – любовь Антиоха к молодой мачехе. Эрасистрат рассказал об этом Селевку I и тот развёлся со Стратоникой, чтобы Антиох мог на ней жениться.


Жак Луи Давид. Антиох и Стратоника. 1774 // Школа изящных искусств, Париж, Франция
Жак Луи Давид. Антиох и Стратоника. 1774 // Школа изящных искусств, Париж, Франция

На картине Давида изображен распростертый на кровати Антиох, рядом с ним, в красном плаще сидит Эрасистрат, указывая на прекрасную Стратонику. Лица героев застыли, лишённые мимики, только Стратоника стыдливо опустила глаза. Язык тела и композиция в целом помогают понять смысл изображенной истории, а указательный палец Эрасистрата буквально обращает внимание зрителя на Стратонику.


Через 10 лет Жак Луи написал одну из своих самых известных картин – «Клятву Горациев» (1784).

В основу полотна положен эпизод, рассказанный римским историком Титом Ливием в «Истории Рима от основания города». Согласно легенде, одним из кризисов, едва не погубивших Рим, был конфликт с городом Альба-Лонга. Города договорились, что сражаться будут только три человека от каждой из враждующих сторон. Три брата из римской семьи Горациев согласились сразиться с тремя братьями из семьи Куриациев из Альба-Лонги. Когда они встретились в бою, двое из трёх Горациев были убиты, остался только один брат, который погнался за тремя Куриациями и убил их всех, принеся победу Риму.


Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784 // Лувр, Париж, Франция
Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784 // Лувр, Париж, Франция

В этот раз сюжет Давид выбирал сам. Художник показал трех братьев Горациев, приветствующих своего отца и берущих мечи перед боем. Справа изображены скорбящие женщины: Камилла - сестра Горациев и невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. На заднем плане - мать Горациев с двумя внуками.

Это ещё не поединок, но мгновение выбрано очень драматичное, напряжённое. Ритмичная композиция, использование языка тела делают сцену выразительной и вызывают сильные эмоции. Эжен Делакруа сказал об этом полотне: «Мощная и мужественная проза». Публика встретила картину восторженно.


В начале 1786 года хороший знакомый Жака Луи Давида, советник парижского парламента Шарль Мишель Трюден де ла Саблер заказал художнику картину «Смерть Сократа».


Жак Луи Давид. Смерть Сократа. 1787 // Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Жак Луи Давид. Смерть Сократа. 1787 // Метрополитен музей, Нью-Йорк, США

На этом полотне Давид показал сцену, основанную на тексте Платона. Художник выбрал момент, когда приговорённый к смерти Сократ берёт чашу с ядом. Философ в выразительной позе сидит на кровати, его правая рука протянута к чаше с цикутой, а указательный палец левой направлен вверх. У изголовья постели поместились его друзья, потрясённые происходящим. Чашу с цикутой философу протягивает юноша, который, не выдержав эмоционального напряжения, отворачивается, отводя глаза и закрывая их рукой. У изножья кровати сидит, опустив голову, старик Платон, рассказавший эту историю. За ним в арке друг Сократа Аполлодор, страдая, прижимается лицом к стене. На заднем фоне видна группа патрициев, уходящих вверх по лестнице, причем последний из них держит правую руку поднятой, как бы прощаясь с Сократом.


И вновь мимика персонажей почти не играет роли, но жесты, позы и композиция передают смысл происходящего.


В 1789 году Жак Луи Давид написал большое полотно «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».


Жак Луи Давид. Ликторы приносят Бруту тела его сыновей. 1789 // Лувр, Париж, Франция
Жак Луи Давид. Ликторы приносят Бруту тела его сыновей. 1789 // Лувр, Париж, Франция

В левом нижнем углу картины в глубокой тени на скамье сидит, скрестив ноги, мужчина. Это Луций Юний Брут. От остальной сцены он отделён темнотой, строгой дорической колонной и мрачным силуэтом статуи. На заднем плане слева ликторы (носильщики) вносят тела сыновей Брута. Справа от центра, ярко освещенная, стоит его жена. Поза и жест женщины выражают отчаяние, она крепко прижимает к себе маленьких дочерей, одна из которых потеряла сознание. Несчастные в ужасе и не могут поверить, что Брут отправил на казнь собственных сыновей. На столе, покрытом кроваво-красной тканью, лежит набор римских ножниц, как символ казни.


Так лаконично Жак Луи Давид пересказал сюжет из римской истории: Луций Юний Брут, легендарный основатель республиканского строя в Риме, приговорил к смерти двух своих сыновей за измену – участие в монархическом заговоре. Его патриотизм оказался выше любви к своей семье и родным.


Эту картину, призывающую к самопожертвованию, должны были выставить в Салоне 1789 года в первые дни Французской революции. Королевская власть, ещё контролировавшая выставку, проверяла каждую работу, чтобы убедиться, что она не поставит под угрозу стабильность монархии. Когда в прессе появились слухи о том, что картина не будет показана в Салоне, поднялся шум, и полотно пришлось допустить на выставку. Оно вызвало восторженные отклики и всеобщее одобрение. Картину восприняли как демонстрацию ценностей французского народа, поддержавшего революцию.




Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами. 1799 // Лувр, Париж, Франция

«Сабинянок» (1799) Жак Луи Давид написал в период Директории, когда враждующие стороны ненадолго примирились. Художник вновь обратился за сюжетом к Титу Ливию и его «Истории Рима от основания города». Согласно легенде, через некоторое время после того, как римляне похитили сабинских женщин, сабиняне напали на Рим, горя желанием отомстить за похищение. Герсилия, дочь Татия, вождя сабинов, была взята в невесты Ромулом, вождем Рима, и к тому времени имела от него двоих детей. Когда сабиняне и римляне вступили в бой, Герсилия призвала сабинянок с детьми встать между двумя армиями, чтобы остановить бой и заставить обе стороны заключить мир.



Жак Луи Давид. Гнев Ахиллеса. 1819 // Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас, США
Жак Луи Давид. Гнев Ахиллеса. 1819 // Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас, США

Одна из последних картин Давида на античную тему – «Гнев Ахиллеса» (1819). Жак Луи выбрал для своего полотна самую напряжённую сцену из этого греческого мифа – момент, когда Агамемнон открывает Ахиллесу, что на самом деле он привел к нему свою дочь Ифигению не в качестве невесты, а намерен принести её в жертву, чтобы умилостивить богиню Артемиду. Услышав это, Ахиллес в гневе хватается за меч. Жена Агамемнона, Клитемнестра, положив руку на плечо несчастной Ифигении, покорно принявшей свою судьбу, печально смотрит на героя.


XIX век начался во Франции с поражения Наполеона и реставрации монархии. Жака Луи Давида изгнали из страны. Ему, как бывшему члену Конвента, не простили голосования за смертную казнь Людовика XVI и активное участие в революционных событиях. Художник был вынужден перебраться в Бельгию, в Брюссель.


29 декабря 1825 года Жак Луи Давид возвращался домой из театра и его сбила карета. В тот же день он скончался. Художника похоронили в Бельгии, во Францию разрешили вернуть только его сердце для захоронения на кладбище Пер-Лашез.//SA

Commentaires


bottom of page